Лариса Чернышева. Персональный сайт

Главная  Литература. Книжки для детей

 Л. Чернышева.

ВЕСЁЛЫЕ ЦИФРЫ

 
На основе сценария аудиокниги "Математика для малышей. Домовёнок учится считать", опубликованной издательством ИДДК (OOO “Бизнессофт”) в 2007 году.
© Л. А. Чернышева. 2007-2021.

                      

Все любят праздники. А самый долгожданный праздник для каждого – день рождения. Еще бы! Гости, игры, подарки, торт со свечками! К сожаленью, день рожденья только раз в году! – как поется в одной хорошей песенке. Но зато уж точно ни один год не бывает без дня рожденья. А как приятно подсчитывать деньки до этого самого главного праздника и, заглядывая в календарь, находить именно то число, когда этот день наступит!

Растет ребенок, взрослеет, и вот наступает время, когда ему уже самому хочется научиться считать свои дни рождения. Верно? И на вопрос «Тебе сколько лет исполнилось?» с гордостью объявить «Четыре!» или «Пять!» или «Шесть!». И не просто повторить это число за взрослыми, а понимать, что оно означает. Для этого надо знать цифры, уметь считать. Так давайте начнем учиться прямо сейчас!

Послушайте историю о том, как два друга, Костя и Игнат, учились счету, и учитесь вместе с ними.

Эта история началась теплым летним утром, когда Костя и Игнат отправились в лес по грибы. Накануне прошел теплый дождик, а для грибов это как раз то, что нужно. Недаром ведь говорят: «растут, как грибы после дождя». Шли друзья по лесу, наслаждаясь запахами цветов и пением птиц, и скоро вышли на маленькую залитую солнцем полянку.

- Похоже, сюда ещё никто не забредал, - радостно сказал Костя и, тут же приметил в траве крепкий боровичок. Он положил его в лукошко, и стал всматриваться, нет ли где поблизости ещё такого.

- А у меня тут целое семейство лисичек, - объявил Игнат, заглянув под елку.

Конечно, он имел в виду не зверюшек с пушистыми рыжими хвостами, а грибы, которые называются лисичками.

Удачный выдался день. Набрали друзья почти по полному лукошку. А перед тем, как отправиться в обратный путь, присели на пенек съесть пирожок. А заодно и добычу свою рассортировать: боровички – на одну сторону лукошка, лисички – на другую. И тут за этим занятием Костя спрашивает у Игната:

- У тебя сколько боровиков?

Игнат показал ему свое лукошко и говорит:

- Вот сколько. А у тебя?

Костя заглянул в своё - и отвечает:

- И у меня примерно столько же.

Захотелось им пересчитать, сколько у кого набралось, но считать-то они ещё не умели.

- Давай пойдем сегодня к бабушке, - предложил Игнат, - она научит нас счету.

- Давай! – с готовностью согласился Костя.

И вот после обеда отправились они к бабушке. Она их встретила приветливо, ягодами угостила и говорит:

- Ну, что, добры молодцы, сказочку вам, что ли рассказать?

- Сказочку-то мы всегда рады послушать, бабушка, - ответил Игнат, но сейчас нам хотелось бы поучиться считать.

- Хвалю, что решили за науку браться! – сказала бабушка.

Научиться счету –
Важная работа.
И если не лениться
Нетрудно научиться.

Хорошо подготовитесь к школе, и на уроках математики будете получать отличные оценки.

- А что такое математика? – спросил Костя.

- Это как раз и есть наука счёта, - объяснила бабушка. – Когда овладеете ею, то не только грибы, но и все свои игрушки, и вообще вс.e что угодно, даже звезды на небе сможете посчитать. И кто-нибудь из вас, когда вырастет, может, станет великим математиком.

Эта перспектива ребятам понравилась.

***


1

- Начнем с самого первого числа – единицы. И притом познакомимся с ним на вашем собственном примере.

- Как это? – удивились Игнат и Костя.

- Очень просто, - ответила с улыбкой бабушка. – Вот если у кого братьев или сестёр нет, то получается у мамы единственный ребенок. Так ведь?

- Да, - подтвердили ребята.

- А если сестра есть, а братика нет, тогда что получается? – спросила бабушка.

- Тогда это хоть и не единственный ребенок, но единственный сын, - сказал Игнат.

- Правильно, - сказала бабушка. – Заметили сходство между словами «единственный» и «единица»?

Ребята согласно кивнули.

- Единственный – значит, один, а один - это и есть то самое число - единица.

Игнат тут же сделал вывод:

Одна-одинешенька единица
Нет ни братика, ни сестрицы.

- Погоди, дружок, не торопись с выводами, - сказала бабушка. - Не все так просто с этим первым и, казалось бы, таким незатейливым числом. На самом деле – оно прямо-таки волшебное. Ведь все на свете состоит из единиц. Вот, например, грибы, которые вы собирали. Сначала – один грибок, потом ещё один, да ещё один, а там уж, глядишь, их набралось целое лукошко. Каждый из них – сам по себе единичка, а всех вместе их - много. Вы ведь именно это множество и хотели посчитать, верно?

- Верно, - подтвердили ребята.

- А вот вам другой пример. Ты, Игнат, стань у одной стены, а ты, Костя, - у противоположной. Сделайте один шаг навстречу друг другу. Теперь вы чуть-чуть ближе, а чтоб оказаться рядом – надо ещё много раз по одному шагу сделать. Как говорится, долгая дорога начинается с первого шага. Единица и есть тот первый шаг, с которого каждый начинает свое путешествие в волшебную страну математики.

Ребята переглянулись, чувствуя себя уже не просто малышами, а настоящими путешественниками.

- И знаете, хоть в мире много всего, что можно посчитать, - продолжала бабушка, - но есть и такое, что существует только в единственном числе. Подсказать вам или сами подумаете?

Сами! – решили ребята и стали думать.

Косте первому пришла счастливая мысль, и он объявил:

– Мама! У каждого ребенка бывает только одна мама!

Игнат тоже оказался догадливым.

- Солнце! – сказал он. – Солнце на небе – одно.

- Да, не два солнышка греют, не два месяца светят, - произнесла бабушка.

- Один нос на лице, - указал Игнат на свой нос.

- Один рот, - не замедлил с ответом Костя.

- Одна голова, - воскликнули они оба.

- Видите, как легко понять, что такое единица. Это когда мы говорим про кого-то или про что-то «один», «одна», «одно».

Ребятам тут же захотелось перечислить все, что они видели вокруг себя в единственном числе.

- Один стол, один пол, - стал называть предметы Игнат. - Один кувшин, один шкаф, один потолок…

- Один кот, - сказал Костя, заглянув под стол, под которым мирно спал рыжий кот. А потом добавил: - И один башмак.

- Башмак? Я ж его всю неделю ищу! – всплеснула руками бабушка.

Игнат резво нырнул под стол и вытащил оттуда черный башмак.

- Спасибо! Нашлась моя пропажа! Вот какая польза от уроков. - бабушка усмехнулась. – Ох, уж эти башмаки. Вечно один из пары так и норовит куда-нибудь запропаститься! И, похоже, не у меня одной. Бывало, идешь по лесу или по дороге – башмак лежит, и всегда один. Два башмака сразу никогда не пропадают.

Ребята рассмеялись вместе с бабушкой, а потом она продолжила:

- Если нужно записать это уже знакомое вам число, то пишут вот такую цифру.

И она написала на листе бумаги цифру «один».

Потом положила перед Игнатом и Костей тетрадки с карандашами и сказала:

- Попробуйте сами её написать.

Ребята внимательно посмотрели на тот значок, который написала бабушка и постарались его повторить.

- Похожа на палочку с сучком наверху, - заметил Костя.

А Игнат сказал:

- Единичка – тонка как спичка.

- Можно и так сказать, - улыбнулась бабушка. – Только старайтесь, когда пойдете в школу, никогда не получать оценку, похожую на этот «сучок» или эту «спичку». Учитель ставит «единицу» тем, кто плохо выполнил урок.

Единицу не годится
Получать в тетрадке,
Помните, ребятки!

Но вы-то, я уверена, будете хорошо учиться. И на занятия не будете опаздывать. А чтоб приходить всегда и везде вовремя, следует почаще посматривать на часы. Есть у вас часы?

- Нет, - с сожалением признались ребята.

- Это раньше у вас их не было, а теперь есть, - сказала бабушка и подарила каждому из них маленькие детские часики. – Давайте договоримся: какую цифру вы изучили, на ту и направьте часовую стрелку. Вот тут сбоку маленькое колесико, поверните его так, чтоб оно указывало на нужную цифру.

Ребята так и сделали – нужной цифрой, разумеется, была «единица». Эх, и приятно же почувствовать себя почти взрослыми, даже с часами уметь обращаться!

- Когда придете на следующий урок, я вас со следующей цифрой познакомлю. И ещё один подарок подарю, - пообещала бабушка.  Теперь отправляйтесь погулять, да примечайте всё, про что можно сказать «один», «одна», «одно». Потом мне про все ваши открытия расскажете. А дома нарисуйте в своих тетрадях рядом с цифрой «единица» солнышко. Глядя на него, сразу вспомните, о чем шла речь на нашем первом уроке. Солнышко-то на небе одно.

* * *

2

Когда друзья опять пришли к бабушке учиться математике, она их весело приветствовала.

- Кого я вижу! Двое славных ребят, два неразлучных друга.

Ведь они и в самом деле такими были: всегда вместе играли и никогда – ну, или почти никогда - не ссорились.

- Сегодня займемся числом «два», - сказала бабушка. – Оно следующее после единицы. И опять, как в прошлый раз, далеко за примером ходить не надо. Один друг, - бабушка указал на Игната, - да ещё один друг, - тут она указала на Костю, - вот вам и первый пример числа «два». Две дружных единички.

Но прежде чем приступить к изучению этого числа, бабушка попросила рассказать, как ребята справились с домашним заданием.

- Сначала мы увидели одну новую норку крота под старым дубом, - начал Игнат. - Потом приметили одну сороку на верхушке сосны. Она нас тоже приметила, и рассказала лесные новости. А потом нам попался ёж прямо на тропинке, и мы его аккуратно обошли, чтоб не уколоться.

- Странная у ежей привычка - располагаться посредине дороги, - сказал Костя. - Интересно, что бы было, если б мы с Игнатом этак вот разлеглись.

- Сорока, небось, сразу бы разнесла эту новость, и все лесные жители собрались бы подивиться на двух чудаков, - сказала с улыбкой бабушка.

Игнат и Костя тоже улыбнулись, представив, как они лежат на тропинке, а вокруг целая толпа зверюшек.

- Знаете, есть поговорка: «одному не страшно, а двоим веселей». И ещё: «один ум – хорошо, а два – лучше». Это, мне кажется, и к вам подходит. Двоим ведь лучше, чем одному, правда? – сказала бабушка.

- Правда, - ответили Игнат и Костя.

- А, допустим, вам нужно кому-то объяснить, как число «два» образуется. Сумеете? Вот тебе, Костя, конфеты. А тебе, Игнат, орешки. Действуйте.

- Очень просто, - заявил Костя. – Возьму одну конфету, потом – другую, сложу их вместе – вот и получилось две.

Игнат то же самое проделал с орешками и сказал.

- Один орешек - одна единица, другой - ещё одна единица, сложил их вместе, и вот, пожалуйста, - число «два». Все ясно.

- Тогда давайте посмотрим, что существует попарно - чего бывает всегда по два. Вот у меня, например, два уха. А у вас сколько ушей? – обратилась она к Косте и Игнату.

- У каждого по два, - ответили они.

- А глаз у вас сколько, скажите, пожалуйста, - обратилась опять к обоим ребятам бабушка.

- У меня два! – выпалил Костя и для достоверности поморгал обоими глазами.

- И у меня два! – степенно произнес Игнат.

- Какое совпадение – и у меня два глаза, – улыбнулась бабушка. - А посчитайте-ка, сколько у меня рук.

- Две, - в один голос отрапортовали Игнат и Костя.

- А ног у меня сколько? – спросила бабушка и притопнула ногами.

- Две! – со смехом откликнулись малыши.

- Да, вы в математике, гляжу я, уже не новички, - похвалила их бабушка. - Как видите, многие вещи бывают парными – два глаза, два уха... А чего ещё бывает по два?

- Два носка, - сказал Костя.

- У коровы двое рогов. Два крыла у птицы, - сказал Игнат.


- Два берега у речки, - продолжила бабушка.

- У улицы две стороны, - добавил Игнат.

- Два колеса у велосипеда, - сказал Костя. – И башмаков у бабушки стало два, когда потерянный нашёлся.

- За это вам спасибо, - поблагодарила бабушка. – И я в долгу не останусь.

С этими словами она взяла две коробки, одну протянула Косте, другую – Игнату. А в коробках каждый из них обнаружил новенький, просто замечательный телефон - с клавиатурой, где были обозначены цифры.

Ребятам не терпелось опробовать подарки, и они стали нажимать на разные значки на панели. К их полному изумлению из телефонов вдруг зазвучали разные мелодии.

- Это пока всего лишь игрушка, - сказала бабушка. - Но очень полезная - она вам поможет все цифры узнать. Тогда сможете друзьям звонить. Или подружкам. А сейчас посмотрите на телефон и обратите внимание на цифру, которая стоит рядом с единицей. Этой цифрой обозначается число «два».

Она вывела в тетради цифру «два» и сказала ребятам.

- Попробуйте сами её написать вслед за мной.

- Двум друзьям цифру «два» написать не составит труда, - бодро произнес Костя, обняв Игната.

- Это мы сейчас посмотрим, – сказала бабушка.

Ребята принялись за дело. Но оказалось, что с этой цифрой справиться сложнее, чем с единицей. Чтоб не ошибиться, они посматривали на тот значок, который написала бабушка.

- На что она похожа, как вы думаете? – обратилась она к ним.

- На лебедя, - сказал Игнат. - Шея длинная, голова круглая.

- И на гуся, – сказал Костя. - А я, кстати, песенку знаю про двух гусей.

- Подумаешь! Её все знают, - отозвался Игнат.

- Так спойте вдвоем, - предложила бабушка.

И они дружно запели:

Жили у бабуси два веселых гуся,
Один - серый, другой – белый,
Два веселых гуся.
Выходили гуси, кланялись бабусе,
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе.

- Отличный получился дуэт, - одобрила пение бабушка. – Знаете, что такое дуэт?

Игнат и Костя отрицательно покачали головами.

- Это когда поют вдвоем, вот как вы сейчас. В следующий раз я вам на балалайке подыграю, когда надумаете петь. А теперь посмотрите на свои часы и переведите стрелку на цифру «два». Это будет означать, что они показывают два часа.

Потом ребята взялись нажимать на телефоне разные значки с цифрами, привыкать к их облику и виду. А заодно послушали мелодии, которые можно было извлечь из телефона.

Так закончился второй урок. Оставалось выслушать домашнее задание. Бабушка сказала:

- На этот раз примечайте не единички, а двоечки. Ищите пары предметов. И песенки припоминайте. А мне задание - свою балалайку разыскать.

Ребята отправились домой, и шагали в ногу, как солдаты на параде, приговаривая: Раз, два. Раз, два! А после маршировки принялись распевать песенки дуэтом.

Пришли Игнат и Костя к бабушке на третий урок, и первым делом рассказали, как обстоят дела с числом «два».

- У меня в комнате два окна, два стула и две полочки. А в аквариуме плавают две рыбки, - сказал Игнат.

- А у меня на стене висят две картины, которые я сам нарисовал, - сообщил Костя. - И ещё я принес фотографию, где мы вдвоем с моей сестрой.

* * *

3


- Теперь можно смело приступать к изучению числа «три», - сказал бабушка. - Оно получается, когда к двум присоединяется ещё одна единица.

С этими словами она подошла к двум друзьям, обняла их и спросила:

- Берёте меня в свою компанию?

- Берём! – воскликнули они.

- Тогда я и буду той третьей единицей. Значит, у нас теперь троица: уже не двое, а трое друзей. И сегодня я вас научу писать цифру «три». Но сначала покажите, не забыли ли вы, как пишется цифра «два».

Игнат и Костя вывели в тетрадке двойку, похожую на гуся.

- А цифру «три» написать ещё легче, - заверила их бабушка. – Видели вы когда-нибудь крючки, которыми рыбу ловят?

- Видели, - сказали ребята.

- Тогда нарисуйте в тетради два крючка, загнутых влево. Только не рядом, а один под другим, как будто они друг за друга зацепились. Убедиться, что цифра «три» на них похожа, вы можете, посмотрев на свои часы и телефоны: она стоит следующей после цифры «два»,

Ребята посмотрели – в самом деле похожа на два крючка. Бабушка сказала:

- Теперь вы можете любого своего друга научить писать эту цифру. Скажете ему:

А за двойкой - посмотри -
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.

Потом она взяла бублик, разломила его пополам и сказала:

- А вот ещё один способ запомнить, как эта цифра получается. Бублики ведь в нашей жизни попадаются гораздо чаще, чем крючки, верно? Соедините-ка две эти половинки так, чтоб было похоже на нужную нам цифру: одна половинка - сверху, другая - снизу, а кончиками посередине соединяются.

Ну, уж это-то сделать было совсем легко, и, глядя на эту фигуру, ребятам удалось без труда научиться писать тройку. После чего каждый съел свою половинку бублика.

Бабушка тем временем поставила на стол корзинку с мандаринками и предложила:

- Теперь давайте считать до трех.

В этой корзинке
Лежат мандаринки.
Раз, два, три —
Любую бери.

Игнат и Костя брали по мандаринке, и складывали их по три, всякий раз считая вслух: одна, две, три.

А тут Костя ещё вспомнил считалку, где упоминается число «три».

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, выйду я.

- Хороший, должно быть, был самовар за три рубля, - улыбнулась бабушка. – У меня самовара нет, а чайник есть. Так что я вас сейчас чаем напою. А вы чашки на стол ставьте.

Игнат и Костя расставили чашки, считая вслух: «Одна, две, три».

Когда приступили к чаепитию, бабушка сказала:

- А знаете, ведь число «три» - сказочное. Во многих сказках действуют три персонажа. Например, в сказке «Три поросёнка» это Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Есть ещё сказка «Три толстяка». А сколько сказок с тремя братцами, сестрицами и королевичами! В «Царевне-лягушке» - три царевича, в сказке «Иванушка-дурачок» - три брата…

- В «Золушке» - три сестры, - припомнил Костя. – Одна – хорошая, Золушка, и две – злючки. И в сказке «Аленький цветочек» - тоже.

- А ещё бывает, что сказочный герой один, а головы у него три, - включился в разговор Игнат. - Змей Горыныч, например! Я про него частушку знаю.

- Так и нас научи! – сказала бабушка. – Разучим её и будем все вместе петь, получится у нас трио. Трио – это когда поют втроем… Частушки хорошо под балалайку исполнять. У неё, кстати, три струны.

Бабушка взяла балалайку, проверила, хорошо ли она звучит, кивнула Игнат, мол, начинай, и тот запел:

Змей Горыныч трехголовый,
Полюбил сироп вишневый,
Кашу, щи и пироги
И солёные грибки.

Все подряд он уплетает,
Растолстел и подобрел,
Никого не обижает,
Не творит недобрых дел,

А как только загрустит,
Сразу в гости к нам летит.

Угощаем змея кашей,
Он доволен пищей нашей.

Трехголовый веселится.
Рад он с нами подружиться!

- С таким Змеем Горынычем я и сама бы подружилась, - сказала бабушка.

- И я тоже, - подхватил Костя.

- Можете нарисовать в тетрадке рядом с цифрой «три» этого трехголового Змея Горыныча, или других сказочных персонажей - трех поросят, трех толстяков. Как говорится, на добрую память - об этой цифре.

А теперь отправляйтесь гулять, да заодно не забывайте считать до трех всё, что попадётся на глаза. Игрушки, деревья, дома... И обратите внимание, что у меня на крылечке три ступеньки. Не промахнитесь.

* * *

4

Явились Игнат и Костя на четвертый урок, и застали у бабушки незнакомую девочку.

- Это моя соседка, - представила она её. – Я ей рассказала, как мы тут с вами учимся и развлекаемся. Вот и она выразила желание присоединиться.

- Меня зовут Люша, - сказала девочка. – Хочу вместе с вами математике учиться. Будете со мной дружить?

- Будем! - охотно согласились Игнат и Костя.

- У нас, Люша, такой порядок, - сказала бабушка. - Сначала ребята говорят про своё домашнее задание, а потом мы приступаем к очередному числу. В прошлый раз речь шла о числе «три». Игнат исполнил песенку про трёхголового Змея Горыныча, который совершенно избавился от своих дурных привычек, потому что полюбил кашу. А я подыгрывала на трёхструнной балалайке. Послушаем, что хорошего сегодня нам о числе «три» скажут.

Игнат и Костя рассказали, что видели, как взрослые, когда нужно перейти улицу, смотрят на светофор. И приметили, что у него три цвета: красный, желтый и зеленый. Когда горит красный, все стоят и ждут, пока проедут машины. А когда зажигается желтый цвет – машины останавливаются у перекрёстка, но и пешеходам ещё нельзя идти. И, наконец, когда вспыхнул зеленый – тогда можно переходить на другую сторону улицы.

- Молодцы, - одобрила бабушка. – Заодно со счетом и правила дорожного движения усвоили.

Игнат и Костя признались, что ещё и стишок на эту тему сочинили:

У светофора – три цвета.
Запомни правило это:
Зеленый – иди,
Желтый – жди,
А если красный -
Идти опасно.

- Вопросов по домашнему заданию больше нет, - убежденно сказала бабушка. – Главное про число «три» вы явно поняли. А остальное – дело наживное.

Люша с уважением посмотрела на своих новых друзей и воскликнула:

- Браво!

Услышать это им, конечно, было лестно. И бабушка порадовалась за всех троих, ведь приятно, когда у учеников хорошее настроение.

- Сегодня у нас на очереди число «четыре», - сказала она. – Это число образуется, когда к трём единичкам – к тройке - прибавить ещё одну единичку. В прошлый раз третьей единицей был я, а теперь у нас четвертой будет Люша. Устроим перекличку. Только прошу юных кавалеров помнить, - она выразительно посмотрела на Игната и Костю, - что принято пропускать вперед девочек, а так же тех, кто по возрасту намного старше… Итак, команда, стройсь! На первый, второй, третий, четвертый рассчитайсь! – скомандовала она, и первой выступила из строя, громко сказав:

- Я – первая.

Люша сделала шаг вперед и сказала:

- Я – вторая.

Костя шагнул и сказал:

- Я – третий.

Игнат постарался сделать самый широкий шаг, какой только мог, и объявил:

- Я – четвертый.

- Отлично! А теперь в обратном порядке, - сказала бабушка.

Игнат сделал шаг вперед и сказал:

- Я – первый.

Костя сказал:

- Я – второй.

Люша сказала:

- Я – третья.

Бабушка сказала:

Я – четвертая… Видите, с кого ни начинать счёт, все равно нас четверо.

Потом она пригласила всех к столу, и когда ребята заняли свои места, сказала:

Поглядим, сколько у стола сторон. Одна сторона, где сидит Люша, другая – где сидит Игнат, третья – где сидит Костя, четвертая – где сижу я. Всего - четыре. Теперь по очереди посчитайте, сколько у стола углов.

Ясное дело, их оказалось четыре.

- А теперь загадку отгадайте, - сказала бабушка.

Он стоит в любой квартире,
Чтобы можно было сесть,
Ножек у него – четыре,
Ручек нет, а спинка есть.

- Стул, - хором сказали догадливые ребята.

- Проверьте, действительно ли у вас стулья с четырьмя ножками, - подзадорила их бабушка.

Ребята поняли бабушкин юмор, ведь трёхногий, например, и тем более двухногий стул был бы уж и не стулом вовсе, а каким-то недоразумением. Так что ясное дело – у их стульев было по четыре ножки, тут и проверять нечего. Но ребята тоже решили проявить юмор, и вслух со смешными комментариями пересчитали ножки у стульев и объявили:

- Так и есть: четыре.

- А знаете, чего ещё бывает четыре? Четыре стороны света: север, юг, восток и запад. На севере холодно, на юге - жарко, на востоке солнышко восходит, на западе - заходит. А четыре времени года, вы, наверное, и сами знаете. Сейчас, например, у нас что?

- Лето! - воскликнули ребята.

- А после лета что будет?

- Осень!

- А потом зима!

- А потом весна!

- Молодцы, значит, не перепутаете, когда в речке купаться, а когда на санках кататься…

Теперь попробуем написать цифру, которой обозначается число четыре. Можете в своих телефонах и часах посмотреть, как выглядит цифра «четыре».

- Обратите внимание, что слова «часы» и «четыре» начинаются на один и тот же звук, - сказала бабушка. - А если вы знаете букву Ч, то согласитесь, что цифра четвёрка на неё очень похожа - они прямо как близнецы. А если и не знали этого раньше, то теперь знаете, и легко найдете эту букву в своих книжках.

На этом урок закончился, и все отправились во двор играть в прятки. Игнат знал считалку, в которой на кого выпадет последнее слово, тот и будет искать спрятавшихся.

Раз, два, три, четыре,
Жили весело в квартире.
Чай пили, чашки мыли,
Кто не хочет чашки мыть,
Тому - водить.

Косте выпало водить. Хотя это, конечно, вовсе не означает, что он не хотел мыть чашки.

Все быстро попрятались, и Игнат начал искать. Но вокруг дома были такие заросли всяких кустов и других растений, что найти в них кого-нибудь было совсем непросто. «Да, уж, тут прямо садово-огородные джунгли», - думал Игнат. Вдруг видит – из-за огромной тыквы торчат рыжие вихры. У кого ещё может быть такая пышная шевелюра, что её не спрячешь даже за тыквой, которая в четыре раза больше футбольного мяча! Ясное дело – за ней притаился Костя. Игнат его нашёл, и водить теперь выпало Косте. Потом Люше, а после неё – бабушке. Хорошо повеселились!

После игры бабушка на прощание сказала:

- Теперь, когда вы уже умеете считать до четырех, даю вам задание определить, сколько колес у машин, сколько сторон и углов у домов, сколько стен в вашей комнате. И, кстати, посмотрите, нет ли на вашей одежде пуговиц с четырьмя дырочками. А игрушки свои разложите так, чтоб в каждой группе было по четыре.

* * *

5


Пришли ребята на пятый урок, и видят - бабушка сидит за столом и раскрашивает деревянную шкатулку темно-синего цвета, кисточкой рисует на этом фоне белые звездочки. Да так ловко – проведет несколько линий туда-сюда, туда-сюда - и вот ещё одна звездочка готова. Получается настоящее звездное небо.

- Красиво, - сказали Костя и Игнат.

- Научи, пожалуйста, бабушка, и нас так рисовать, - попросила Люша.

- Научу, - пообещала бабушка. - Только сперва я должна познакомить вас с числом «пять» - тогда у вас получатся красивые пятиконечные звезды. А пока расскажите, какие у вас новости насчёт числа «четыре».

Люша сказала:

- Я усадила за стол четырёх кукол, поставила перед каждой по тарелочке – всего четыре тарелки. Потом положила мишку, телефон, солдатика и мячик – четыре игрушки – в одну коробку. А в другую – кубики, по четыре в ряд. И кстати, принесла кубики с собой. Можно будет с ними поиграть.

Игнат доложил, что раскрасил картинки в книжке-раскраске четырьмя цветами. Расставил на полочке книжки по четыре в ряд.

Костя сказал:

- А я нарисовал в тетради четыре самолета и четыре облака, над которыми они летят. У каждого самолета пропеллер, а у каждого пропеллера – четыре лопасти.

- Раз вы такие понятливые ученики, - сказала бабушка, - без промедления приступаем к числу «пять». Оно образуется, когда к четырём прибавляют ещё одну единичку. Вот моя рука, на ней пять пальцев, – она развела пальцы и стала их загибать один за другим, начиная с большого. – Считаем: один, два, три, четыре, а теперь самый маленький, мизинец, и вот – все пять тут как тут, в кулаке. Потому руку и называют пятерней, что на ней пять пальцев.

Девочки и мальчики,
Сосчитайте пальчики.
На руке их ровно пять,
Это должен каждый знать.

Потом играли с Люшиными кубиками. Каждый по очереди брал из коробки и клал на стол четыре кубика, затем добавлял ещё один - получалось пять кубиков. Взялись было считать и другие предметы, и тут Костя воскликнул:

- А я знаю считалку.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой…

- Убегает зайчик мой, - поспешила сказать бабушка, которой хотелось, чтоб у этой истории был счастливый конец.

- А я знаю, что тот, кто в школе отлично учится, получает оценку «пять», - сказал Игнат. Он решил проявить инициативу, чтобы не отставать от Кости.

- Правильно, - похвалила его бабушка, и раздала ребятам по пригоршне конфет. – Кто правильно посчитает, сколько у него конфет, тот будет у нас отличник, получит оценку «пять».

Конфеты считать приятно, так что никто не ошибся - у каждого ученика было по пять конфет, о чем они и объявили учителю, бабушке. И она записала их имена в свою тетрадку и напротив каждого имени вывела цифру «пять» - значит, все оказались отличниками.

- На ваших телефонах и часах эта цифра тоже есть. Поглядите на неё, на что она похожа?

- Мне кажется, на перевернутую цифру «два», - сказала Люша.

Игнат и Костя с ней согласились, тут и спорить не о чем.

А потом, конечно, перевели часовую стрелку на цифру «пять» и нажали такую же на своих телефонах. А бабушка объяснила, как эту цифру написать:

- Заметьте, что в ней есть такой же полукруг, как в цифре «три» - полбублика. И не забудьте сверху приделать короткий хвостик вправо.

Когда ребята научились писать пятерку, бабушка сказала:

- Теперь открою вам секрет, как рисовать звездочки. У каждой из них - пять концов – как бы пять лучей, расходящихся в разные стороны. Можно начать рисовать с любого конца, и, не отрывая кисти или карандаша от поверхности листа, все концы соединить прямыми линиями. Смотрите, как это делается и тренируйтесь.

Малыши с упоением взялись за рисование, и вот пятиконечными звездочками оказался усеян весь тетрадный лист. Тогда бабушка позволила каждому из них нарисовать кистью белую звездочку на темно-синей шкатулке.

- Получился настоящий звездный ларец! – признала она, глядя на ребячье художество. – Буду в нем хранить сокровища.

А потом все отправились на озеро купаться, потому что погода выдалась отличная, просто на пятёрочку.

А когда вернулись домой, оказалось, что Костя подготовил сюрприз. Он принес с собой большую сумку с игрушками, и предложил играть в магазин. Люше с Игнатом эта идея понравилась, и бабушке – тоже. Она даже предложила, чтоб в этом магазине торговали и плодами урожая из её сада. Все отправились в сад собирать эти плоды.

Ярко светило солнце, со всех деревьев доносилось щебетанье птиц.

- Хорошо, ребятушки, проводить занятия на свежем воздухе, - сказала бабушка. – Тут, в саду, и устроим наш магазинчик. Фрукты прямо под рукой, если чего не хватает – рви прямо с ветки, клади на полку, славная пойдет купля-продажа.

- А кто будет продавцом? – спросил Игнат.

- Все по очереди, чтоб никому не обидно было, - предложила Люша.

Костя выложил из своей сумки все её содержимое. Чего там только не было! Карандаши, солдатики, машинки, пуговицы, камешки, раковины, плюшевые зайцы… Всего и не перечесть.

- С лихвой хватит для нынешнего урока, на котором вы познакомитесь с числом «шесть», - сказала бабушка. – А учитывая, сколько у нас фруктов и овощей, можно не сомневаться, что ни один покупатель не останется недовольным. Давайте всё аккуратно разложим на прилавке.

Поставили на садовый стол картонные коробки и распределили товары. В одну – карандаши, в другую - пуговицы, в третью – яблоки, и так далее. Всё по своим местам.

- А чем будем расплачиваться? – задался вопросом  Костя.

Решили взять орехи, нарисовать на них цифры, мол, это и будут деньги. Так и сделали.

* * *

6

- Теперь, когда вы умеете считать до пяти, остальным числам вам будет легко научиться, - сказала бабушка. – А я, как и в прошлый раз, буду вам помогать считать на пальцах. Вот обе мои руки. На левой - пять пальцев, и на правой столько же. На левой руке все пальцы выпрямлю, а на правой - все сожму в кулак. Выпрямляю один палец на правой руке и считаю, сколько всего получилось выпрямленных пальцев на обеих руках. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Число «шесть» получается, когда к пяти добавляем один. Будь то пальцы, или пуговицы, или что угодно.

Потом бабушка загадала старинную загадку.

Пятеро ребят вместе сидят,
А ты, шестой, у ворот постой.

Стали думать и гадать. Люша догадалась первой.

- Все пальцы на одной руке, сжатые в кулак, - это те «пятеро ребят», которые «вместе сидят». А палец на другой руке, который выпрямлен - это тот шестой, которому говорят «у ворот постой».

- Верно, умница, - похвалила её бабушка. - А теперь давайте играть в магазин. Орехов, то есть, денег, у нас хватит на все покупки. Что ж, дорогой Костя, открывай свой магазинчик.

Люша купила шесть пуговиц и заплатила за них шесть орешков.

Затем она стала за прилавок и продала Косте шесть карандашей, он тоже заплатил шесть орешков.

Игнат купил у Кости шесть ракушек за ту же сумму.

Так и играли, пока не остались в магазинчике одни яблоки. Бабушка сказала:

- Яблоки – бесплатно, это угощение.

Костя и Игнат, как истинные рыцари, предоставили Люше право первой взять яблоко, и только потом взяли сами. Продемонстрировали хорошие манеры.

Потом бабушка сказала:

- Теперь поучимся писать цифру «шесть».

Она написала в тетради значок, который состоял из кружка с загнутым хвостиком наверху, вроде как яблоко с черенком.

Косте эта цифра показалась похожей на бублик на веревочке. А Игнату – на воздушный шарик, который летит не вверх, а вниз, и веревочка по ветру развевается. А Люша рассудила так:

- Зачем обязательно всякие подобия выискивать? У нас же есть часы, и там цифра «шесть» в самом низу круглого циферблата.

Ребята покрутили колесико на часах, чтоб перевести стрелку на шесть часов, и стрелка, не отклоняясь ни в какую сторону, стала глядеть прямо вниз.

Бабушка попросила нарисовать в тетрадях рядом с шестеркой шесть орехов. Они ведь хорошо послужили в качестве денег в магазине.

- Знаете, изучать числа от единицы до пяти – это как на горку взбираться: надо прилагать усилия. Число «шесть» – это все равно как вершина этой горки. С горки легко катиться, верно? И потому все остальные числа вам дадутся легко. Любые задания будете щёлкать как орехи!

Потом ребята вызвались помочь бабушке собрать урожай в саду и в огороде. Наработавшись, все прилегли под яблоней отдохнуть и перекусить. Игнат заметил, как муравьи курсируют по своим делам вдоль тропинки. И ребята стали наблюдать за поведением трудолюбивых мурашек. Один из них волок листок - груз, намного превышавший его собственные размеры. Другой упорно карабкался на травинку, причудливо загнувшуюся и похожую на цифру «шесть». Видя, как он все время соскальзывает, Костя тут же сочинил стишок:

Ползет муравей по цифре шесть,
Наверх никак не может влезть,
Скатывается как с горки,
С полукруглой шестёрки.

* * *

7

На следующем уроке ребят ожидало знакомство с числом «семь».

- Для детей это число – особенное, - торжественно произнесла бабушка. – Кто из вас знает – почему?

– Потому что в семь лет дети идут в школу, - тут же ответила Люша.

Ей как раз скоро должно было исполниться семь лет, и очень хотелось стать школьницей.

- Знаете, когда мне пришла пора идти в школу, - предалась воспоминаниям бабушка, - я ходила и повторяла:

Выросла уже совсем.
Сколько лет мне?
Ровно семь.

- А для меня это число особенное, потому что я родился седьмого июля, - с гордостью заявил Игнат, - две семёрки: седьмой день седьмого месяца.

Костя тоже хотелось не отстать от своих товарищей и сказать что-нибудь насчёт числа семь. Он искал в памяти какую-либо подсказку, и память его не подвела.

- А я знаю, что в неделе семь дней, - выпалил он. – Седьмой из них – воскресенье. Воскресенье – детям веселье.

- Молодцы, - похвалила всех бабушка. – Я же говорила, что после шестёрки будет совсем легко – как будто с горки на санках покатитесь. Лиха беда – начало. А мы с вами уже полдороги осилили.

- Ура! - воскликнула Люша.

- Теперь – полный вперёд! - провозгласил Костя.

- Поднять паруса! – в тон ему скомандовал Игнат.

- Курс на число «семь»! – подыграла им бабушка.

От этих громких возгласов даже кот проснулся, нежившийся на скамейке в саду. Он сонным взглядом обвел компанию, потянулся, зевнул и снова предался сладкой дрёме.

Все ребята расселись по местам за садовым столиком, готовые слушать бабушку. Она сказала:

- Представьте, что вам нужно объяснить кому-то, как образуется число «семь». Которое, как вы догадываетесь, следует за числом «шесть».

Каждый из ребят предложил свой вариант.

Люша проделала фокус с пальцами. Спрятала за спину обе руки, потом протянула вперед одну раскрытую ладонь и попросила Костю с Игнатом сказать, сколько видно пальцев. Последовал ответ: «пять». Тогда она протянула вперед сжатую в кулачок другую руку, выпрямила один палец и опять спросила: «Теперь сколько пальцев видно». Ответ: «Шесть». Она распрямила ещё один пальчик. «А теперь сколько?». Игнат и Костя не замедлили ответить. «Семь!».

Игнат и Костя выбрали другой метод объяснения. Игнат положил на стол шесть яблок, попросил друзей их вслух пересчитать, а потом добавил ещё одно яблоко, объявив: «Теперь их семь».

А Костя выставил на всеобщее обозрение свои часы, стрелка которых стояла на шести часах, перевел её на следующую цифру и сказал: «Было шесть часов, прошёл ещё один часок, и вот уже семь часов».

- Что ж, - сказала бабушка, - раз все мы теперь знаем, как составить число «семь», давайте поговорим о нём подробнее. Это число часто встречается в пословицах. Про того, кто очень умён, говорят: «Он семи пядей во лбу». А про взбалмошного человека, который всё время меняет свои планы, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

- А ещё есть пословица «Семеро одного не ждут», - сказал Игнат.

- «Семь раз примерь, один раз отрежь», - дополнила Люша.

- И ещё есть много сказок, в названиях которых встречается число «семь», - напомнила бабушка. - «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик».

- А у храброго портняжки на поясе было написано: «Одним махом семерых побивахом», - сказала Люша, и разъяснила: - одним махом это значит одним ударом. И ещё я знаю, что в музыкальной гамме семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Люша пропела гамму своим звонким голоском.

Потом бабушка показала, как написать цифру «семь». А ребята попробовать её самостоятельно изобразить.

Костя сказал:

- Похожа на косу, которой траву косят.

Игнат продекламировал строчки из стихотворения «Весёлый счёт» поэта Маршака:

Вот семёрка - кочерга.
У неё одна нога.

Закончился урок игрой в магазин. Только теперь на орешках была написана не шестёрка, а семёрка.

* * *

8

И вот дошла очередь до числа «восемь». Поскольку ребята уже хорошо поняли, как образуются числа, то сами вызвались рассказать, как получается число «восемь»: к семи прибавляется ещё одна единичка – вот и всё.

В магазине они разложили все предметы, овощи и фрукты по коробкам так, чтобы в каждой было по восемь штук. И на часах стрелку перевели на цифру «восемь».

А когда бабушка загадала загадку -

Он имеет восемь ног,
За что и прозван …

Все хором крикнули:

- Осьминог!

Что ж, оставалось только потренироваться писать цифру «восемь». Когда ребята чертили её палочкой на земле, бабушка сказала:

Цифра «восемь» – два кольца,
Ни начала, ни конца.

А Костя добавил:

Два кружка соединились -
Цифра «восемь» получилась.

Игнат сказал:

- Она похожа на Ваньку-встаньку - игрушку-неваляшку, как её ни переворачивай - хоть даже вниз головой – она опять ровно становится. По стойке «смирно».

Люша развила эту тему:

Она свой вид не изменяет,
Двух колобков напоминает.

В общем, никаких хлопот с восьмёркой не было – все с ней ясно. И потому бабушка сказала:

- Раз урок получился таким коротким, давайте я вам книжку почитаю, а вы считайте страницы. Когда закончим восьмую страницу, пойдем на луг играть в футбол.

После чтения книжки все отправились на луг. Разделились на команды. В одной команде - Люша с бабушкой, в другой – Игнат с Костей. Бабушка сначала стояла на воротах, а потом и сама пустилась гонять мяч, и даже забила один гол. А Люша так быстро бегала и так ловко управлялась с мячом, что чуть не обыграла команду Игната и Кости. Но те всё же сосредоточились, собрались с духом, и игра закончилась вничью. Так что никому не было обидно. Победила дружба.

* * *

9

- Сегодня, ребятки, приступаем к числу «девять», - сказала бабушка в начале следующего урока. – Долгих объяснений, как я поняла, вам уже не требуется. Вы понимаете, что это число идет за числом «восемь», а значит, просто-напросто прибавляем к восьми единичку и получаем то, что нужно – девять.

Написать девятку тоже оказалось просто. Тем более что под рукой как всегда имелся телефон и часы, а они без этой цифры не бывают.

- Рисуем кружок, а снизу пририсовываем хвостик, - коротко прокомментировала бабушка.

Костя тут же перевел её слова в рифму:

К кругу хвостик пририсуем –
Цифру «девять» образуем.

Игнат не упустил случая блеснуть способностью усматривать подобия:

У девятки круглое лицо -
Как апельсин, луна или кольцо.

А Люша сказала:

- Заметьте, что цифра «девять» похожа на перевернутую шестёрку.

И снова Костя мгновенно откликнулся двустишием:

Цифра «шесть» перевернулась
Цифрой «девять» обернулась.

- У нас уже не урок, а какой-то день поэзии получается, - сказала бабушка с улыбкой.

А потом, посмотрев, как ребята написали девятку, добавила:

- Это хорошо, что вы так ловко рисуете кружок. Он вам уже пригодился в шестёрке, восьмёрке и девятке. А на следующем уроке ещё больше пригодится.

Последнюю фразу она произнесла с загадочной улыбкой, и ребятам стало любопытно, что же ожидает их на следующем уроке. Они попытались выведать это у бабушки, но она была тверда, и только сказала:

- Завтра всё узнаете. А пока дома основательно повторите счёт от единицы до девяти, пересчитывая всё, что под руку попадется.

* * *

0


Пришли ребята на очередной урок с желанием узнать, что за число сегодня их ждёт, а оказалось, что это вовсе не число, а, скорее, полное его отсутствие.

- Вот вам мои ладони – в них ничего нет, - сказала бабушка, протягивая ребятам обе руки. – Или, может, что-нибудь есть, да я не замечаю, поглядите-ка повнимательней.

Ничего в руках у бабушки, разумеется, не было, это и без рассматривания было видно. Просто она так решила пошутить.

- Надо же как-то обозначить ситуацию, когда ничего нет, - стала она объяснять. - И для этого пишут вот такой знак.

Она нарисовала фигуру, похожую на кружок, но только слегка вытянутый в длину.

- Этот знак и есть цифра «ноль», - продолжала бабушка. - Именно её я имела в виду, когда в прошлый раз говорила вам, что умение рисовать кружок вам пригодиться. А теперь скажу, что нужно немного изменить форму кружка – сделать его не круглым, а продолговатым. Тогда получится фигура, которая называется «овал». Овал похож на яйцо. Или на воздушный шарик. Попробуйте его нарисовать.

Ребята сказали, что это легче лёгкого. Яйцо ведь каждый сумеет нарисовать, а значит, - и цифру «ноль» написать.

- Да, написать-то «ноль», в самом деле, легко, а вот понять всё его значения будет не так легко, - сказала бабушка. – Потому что у него много других удивительных свойств вдобавок к тому, что он означает отсутствие количества. Но пока я вам все его достоинства не могу раскрыть. Математика – наука очень интересная, в ней творятся настоящие чудеса. Запаситесь терпением – и в своё время всё узнаете.

После этого ребята приступили к выполнению заданий, которые давала им бабушка. Она положила на стол один кубик и спросила, сколько кубиков дети видят перед собой. Ребята почувствовали, что бабушка придумала какую-то уловку, потому что ведь ясно, что кубик всего один. Так они и сказали: «один».

- Напишите соответствующую цифру, - сказал бабушка.

Все написали единицу.

Бабушка убрал кубик со стола и спросила:

- А сейчас сколько вы видите кубиков?

- Нисколько, - ответили ребята.

- Запишите результат этого наблюдения.

Ребята переглянулись, подумали и написали цифру «ноль».

- Молодцы! Усвоили! - сказала бабушка. - А теперь повторим те же действия, что с кубиками, на других примерах - с яблоками, конфетами, орехами.

Так и сделали: в каждом случае бралось не одно и то же количество, а разное: два яблока, пять конфет, девять орешков. Бабушка поочередно клала их на стол, потом убирала. И всякий раз ребята записывали результат: ноль. Таким путём они твёрдо усвоили, что отсутствие количества нужно обозначать именно цифрой «ноль».

- Отлично! – заключила бабушка. – Вы поняли одну из труднейших задач математики.

Ребята даже удивились – что же тут трудного?

Вот так всегда: пока не знаешь чего-то, думаешь – как бы мне со всеми этими сложностями разобраться; а как разберёшься, думаешь – фу, легкота!

***

10

- Теперь открою вам, - сказала бабушка, - что цифра «ноль» необходима, если мы хотим записать число «десять», которое следует за числом «девять». Оно образуется так же, как и все прежние цифры – путем прибавления единички. К девятке прибавляем единицу – получаем десятку… Теперь научу вас писать число «десять». Берёте единичку, прибавляете к ней цифру «ноль» - вот вам и десяточка.

- Две этих цифры – единица и ноль – написаны рядом, и обратите внимание, в каком порядке: единица - слева, а ноль  справа. Ни в коем случае не наоборот. И хорошенько запомните: десять – это число, которое состоит из двух цифр. Вот до каких сложностей в математике вы добрались.

Потом бабушка взяла книжку Самуил Маршака и прочитала такое стихотворение.

Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.


На этом закончился десятый урок.

На прощанье бабушка вручила ребятам подарки за большие успехи в математике – компьютерные игры. С их помощью легко учиться математике.

* * *

Больше, меньше, равно. Сложение, вычитание 

Через несколько дней ребята опять пришли к бабушке. Рассказали, как учились играть в компьютерные игры, и это им очень понравилось. Но больше одного часа родители не позволяют этим заниматься, говорят – много времени за компьютером детям нельзя проводить. А им не терпится больше узнать о математике.

Бабушка сказала:

- Значит, самое время приступить к понятиям «больше» и «меньше». Докажите мне на примерах, что вы в них хорошо разбираетесь.

Ребята посовещались, как лучше продемонстрировать разницу между «больше» и «меньше». Решили - на примере их роста. Они выстроились в ряд. Люша стояла первой, потому что была выше всех. За ней стоял Игнат. А последним – Костя, самый младший.

Игнат дал объяснение:

- У Люши рост больше, чем у меня, а у Кости – меньше.

Потом продемонстрировали разницу на примере кубиков. На одном конце стола положили два кубика, а на другом – пять.

Игнат сказал:

- Два кубика – это меньше, чем пять кубиков

А Люша добавила:

- Пять – больше, чем два. Это и на вид заметно.

- А как записать эту разницу, я вас сейчас научу, - сказала бабушка. – Для этого существует особый значок.

Она нарисовала в тетради две черточки, одни концы которых соединялись, а другие расходились в разные стороны.

- Похоже на птичку, - сказал Игнат, всегда умевший подмечать подобия.

- Если эту «птичку» поставить между двумя цифрами, - объяснила бабушка, - то та цифра, в чью сторону направлен клюв птички, означает меньшее число. А та цифра, от которой птичка как бы улетает, расправив крылья, означает большее число. Вот я пишу цифру пять, потом знак «больше» (птичку клювиком вправо), а затем пишу цифру «два». Это значит, что число «пять» больше числа «два». Если же напишу между этими цифрами знак «меньше» (птичку клювиком влево), то это будет означать, что число «два» меньше числа «пять». А теперь вы напишите примеры с какими-нибудь другими числами.

Птички с помощью ребят так и запорхали между цифрами. Семь больше, чем три. Три – меньше, чем семь. Девять больше, чем четыре, а четыре соответственно меньше, чем девять. И так далее.

– Теперь вам осталось научиться складывать и вычитать числа, - сказал бабушка. - Объясню вам эти правила на примере орехов. Возьми ты, Игнат, два ореха, и ты, Костя, - два ореха. Угостите, пожалуйста, ими Люшу. А ты, Люша, посчитай и скажи, сколько орехов у тебя оказалось.

Люша посчитала: один, два, три, четыре.

Бабушка сказал ей:

- Теперь твоя очередь угощать. Возьми орехи и угости ими Игната и Костю.

Люша протянула Игнату и Косте по три ореха.


- Давайте я посчитаю, сколько у вас обоих получилось, - сказала бабушка и посчитала: один, два, три, четыре, пять, шесть. – У вас шесть орехов.

Потом бабушка объяснила, что действие, которое ребята только что совершили, называется сложением.

- Мы можем записать сложенье любого количества орехов, и вообще любых чисел. Для этого нам понадобится знак, который называется «плюс». Написать этот знак совсем просто. Вот он.

И она написала крестик, сказав при этом.

Плюс – две черточки, что вместе
Нам напоминают крестик.

Ребятам этот знак дался без усилий - крестик кто угодно запросто напишет.

Потом бабушка сказала:

Чтоб к числу число прибавить,
Плюс меж ними надо ставить.

И написала цифру «два», потом знак «плюс» (крестик), и после него - цифру «два».

- Вот я написала пример сложения: два плюс два. А сейчас вы напишите свои примеры сложения: какое-нибудь число, потом знак «плюс», и за ним другое число.

Люша написала: три плюс два.

Игнат написал: четыре плюс три.

Костя написал: пять плюс один.

- Посчитайте, какое число в результате сложения у каждого из вас получилось.

Люша сказала: «Пять».

Игнат сказал: «Семь».

Костя сказал: «Шесть».

- Правильно посчитали, - сказала бабушка. – А чтоб обозначить, что у каждого из вас в результате сложения получилось, пожалуйста, запомните ещё один знак.

Она провела две коротких черточки одну под другой и пояснил: «Это знак «равно».

- Попробуйте его написать справа от записанного вами примера сложения.

Каждый из ребят добавил к своей записи знак «равно» и после него - получившуюся сумму сложения чисел.

- Итак, смотрите. У Люши написано три плюс два равно пять. У Игната: четыре плюс три равно семь. У Костя: пять плюс один равно шесть.

При помощи этих знаков – «плюса» и «равно» - можно записать пример сложения каких угодно чисел.

Ребята потренировались и поняли, что эта задача им вполне по плечу. Вернее, по уму, потому как тут нужна не физическая сила, а умственная.

- Вижу, ума вам не занимать, - похвалила их бабушка. – А раз так, то вы без труда справитесь и со следующей задачей. Но ею мы займемся завтра. А теперь давайте ягоды собирать. Складывайте их в корзинку – это и будет то, что в математике называется сложением. Возьмите эти полные корзинки с собой, угостите родителей и друзей. А дома пересчитайте кубики и книжки, аккуратно их сложите и запишите, сколько у вас кубиков, и сколько книжек.

* * *

На следующем уроке приступили к изучению нового действия – вычитания. Теперь надо было не складывать разные числа, а от большего отнять меньшее.

- Запомните, - сказала с улыбкой бабушка:

Вычитанье – не сложенье,
А как раз наоборот,
Это знает весь народ.

Сначала в качестве примера взяли орехи. Каждому из ребят было дано по пять орехов, потом бабушка попросила у каждого по одному ореху и спросила:

- Сколько у вас осталось?

Ребята уверенно ответили: четыре.

Потом Игнат и Костя взяли по шесть игрушек, предложили Люше убедиться, что игрушек именно шесть. А затем Игнат спрятал за спину одну, а Костя – две. Это они, говоря математическим языком, произвели действие вычитания. А Люше предстояло ответить - сколько игрушек осталось на виду.

- У Игната осталось пять. Значит, он из шести вычел единицу. А у Кости осталось четыре. Значит, он из шести вычел два, - подсчитала Люша.

- Вот и научились вычитанию, - сказал бабушка. - Осталось научиться записывать это действие. Для этого надо познакомиться с самым простым знаком.

Она нарисовала в тетради одну короткую горизонтальную чёрточку и, указав на неё, сказала:

- Это знак вычитанья.

И произнесла, обращаясь по очереди к каждому из ребят:

Минус – вычитанья знак.
Ты его запомни так:
Легким прочерком пера
Пишется одна черта.

Ну, уж чёрточку-то провести каждый сумеет, ничего тут сложного нет.

И Люша сделала такой вывод:

Минус – знак для вычитанья -
Очень прост для написанья.

- А раз так, - сказала бабушка, - то с его помощью запишете, как из одного числа вычесть другое, результат обозначьте при помощи знака «равно». И покажите, что у вас получится.

Каждый написал свой вариант.

Игнат написал: четыре минус два – равно два.

Костя написал: пять минус два – равно три.

Люша написала: шесть минус два – равно четыре.

- Итак, вы познакомились с числами от единицы до десятки и с цифрами, которыми эти числа записывают. Научились складывать и вычитать. Знаете, как записать, какое число меньше, а какое больше. Все вы заслужили оценку «отлично», - сказал бабушка в конце последнего урока. – А если и в школе будете так хорошо учиться, то эта оценка вам на каждом уроке математики обеспечена.

Удачи!

До новых встреч!