Лариса Чернышева. Персональный cайт

Главная страница > Литература > Книжка для детей


Л. Чернышева. Веселые цифры.

Сценарий аудиокниги "Математика для малышей. Домовёнок учится считать".
© Л. А. Чернышева, 2007.
© OOO “Бизнессофт”, 2007.
В сценарии использован фрагмент стихотворения С. Маршака

 

Все любят праздники. А самый долгожданный праздник для каждого – день рождения. Еще бы! Гости, игры, подарки, торт со свечками! К сожаленью, день рожденья только раз в году! – как поется в одной хорошей песенке. Но зато уж точно ни один год не бывает без дня рожденья. А как приятно подсчитывать деньки до этого самого главного праздника и, заглядывая в календарь, находить именно то число, когда этот день наступит! Растет ребенок, взрослеет, и вот наступает время, когда ему уже самому хочется научиться считать свои дни рождения. Верно? И на вопрос «Тебе сколько лет исполнилось?» с гордостью объявить «Четыре!» или «Пять!» или «Шесть!». И не просто повторить это число за взрослыми, а понимать, какое количество оно означает. Для этого надо знать цифры, уметь считать. Так давайте начнем учиться прямо сейчас!

Послушайте историю о том, как два друга, Мышонок и домовенок Бу, учились счету, и учитесь вместе с ними.

Эта история началась теплым летним утром, когда два друга, Мышонок и домовенок Бу, отправились в лес по грибы. Накануне прошел теплый дождик, а для грибов это как раз то, что нужно. Недаром ведь говорят: «растут, как грибы после дождя». Шли друзья по лесу, наслаждаясь запахами цветов и пением птиц, и скоро вышли на маленькую залитую солнцем полянку.

- Похоже, сюда еще никто не забредал, - радостно сказал Бу и, тут же приметил в траве крепкий боровичок. Он положил его в лукошко, и стал всматриваться, нет ли где поблизости еще такого.

- А у меня тут целое семейство лисичек, - объявил Мышонок, заглянув под елку.

Конечно, он имел в виду не зверюшек с пушистыми рыжими хвостами, а грибы, которые называются лисичками.
Удачный выдался день. Набрали друзья почти по полному лукошку. А перед тем, как отправиться в обратный путь, присели на пенек съесть пирожок. А заодно и добычу свою рассортировать: боровички – на одну сторону лукошка, лисички – на другую. И тут за этим занятием домовенок Бу спрашивает у Мышонка:
- У тебя сколько боровиков?
Мышонок показал ему свое лукошко и говорит:
- Вот сколько. А у тебя?
Бу заглянул в свое - и отвечает:
- И у меня примерно столько же.
Захотелось им пересчитать, сколько у кого набралось, но считать-то они еще не умели.
- Давай пойдем сегодня к Дедушке, которому я помог репку из земли вытащить, - предложил Мышонок, - он очень добрый и научит нас счету.
- Давай! – с готовностью согласился Бу.
И вот после обеда отправились они к Дедушке. Он их встретил приветливо, ягодами угостил и говорит:
- Ну, что, добры молодцы, сказочку вам что ли рассказать?
- Сказочку-то мы всегда рады послушать, Дедушка, - ответил Мышонок, но сейчас нам хотелось бы поучиться считать.
- Хвалю, что решили за науку браться! – сказал Дедушка.
Научиться счету –
Важная работа.
И если не лениться
Нетрудно научиться.
Хорошо подготовитесь к школе, и на уроках математики будете получать отличные оценки.
- А что такое математика? – спросил Бу.
- Это как раз и есть наука счета, - объяснил Дедушка. – Когда овладеете ею, то не только грибы, но и все свои игрушки, и вообще всe что угодно, даже звезды на небе сможете посчитать. И кто-нибудь из вас, когда вырастет, может, станет великим математиком.
Эта перспектива ребятам понравилась.
- Начнем с самого первого числа – единицы. И притом познакомимся с ним на вашем собственном примере.
- Как это? – удивились Мышонок и Бу.
- Очень просто, - ответил с улыбкой Дедушка. – Вот у тебя, Мышонок, братья или сестры есть?
- Нет, - ответил Мышонок.
- Значит, ты у мамы единственный ребенок?
- Да.
- А ты, Бу?
- У меня есть сестра Бунька. А братика нет.
- Значит ты – хоть и не единственный ребенок, но единственный сын, - сказал Дедушка. – Заметили сходство между словами «единственный» и «единица»?
Ребята согласно кивнули.
- Единственный – значит, один, а один - это и есть то самое число - единица.
Мышонок тут же сделал вывод:
Одна-одинешенька единица
Нет ни братика, ни сестрицы.
- Погоди, дружок, не торопись с выводами, - сказал Дедушка. - Не все так просто с этим первым и, казалось бы, таким незатейливым числом. На самом деле – оно прямо-таки волшебное. Ведь все на свете состоит из единиц. Вот, например, грибы, которые вы собирали. Сначала – один грибок, потом еще один, да еще один, а там уж, глядишь, их набралось целое лукошко. Каждый из них – сам по себе единичка, а всех вместе их - много. Вы ведь именно это множество и хотели посчитать, верно?
- Верно, - подтвердили ребята.
- А вот вам другой пример. Ты, Мышонок, стань у одной стены, а ты, Бу, - у противоположной. Сделайте один шаг навстречу друг другу. Теперь вы чуть-чуть ближе, а чтоб оказаться рядом – надо еще много раз по одному шагу сделать. Как говорится, долгая дорога начинается с первого шага. Единица и есть тот первый шаг, с которого каждый начинает свое путешествие в волшебную страну математики.
Ребята переглянулись, чувствуя себя уже не просто малышами, а настоящими путешественниками.
- И знаете, хоть в мире много всего, что можно посчитать, - продолжал Дедушка, - но есть и такое, что существует только в единственном числе. Подсказать вам или сами подумаете?
Сами! – решили ребята и стали думать.
Мышонку первому пришла счастливая мысль, и он объявил:
– Мама! У каждого ребенка бывает только одна мама!
Бу тоже оказался догадливым.
- Солнце! – сказал он. – Солнце на небе – одно.
- Да, не два солнышка греют, не два месяца светят, - произнес Дедушка.
- Один нос на лице, - указал Мышонок на свой нос.
- Один рот, - не замедлил с ответом домовенок.
- Одна голова, - воскликнули они оба.
- Видите, как легко понять, что такое единица. Это когда мы говорим про кого-то или про что-то «один», «одна», «одно».
Ребятам тут же захотелось перечислить все, что они видели вокруг себя в единственном числе.
- Один стол, одна печка, - стал называть предметы Мышонок. - Один кувшин, один шкаф, один пол, один потолок…
- Один кот, - сказал Бу, заглянув под стол, под которым мирно спал рыжий кот. А потом добавил: - И один башмак.
- Башмак? Я ж его всю неделю ищу! – всплеснул руками Дедушка.
Мышонок резво нырнул под стол и вытащил оттуда черный башмак.
- Спасибо! Нашлась моя пропажа! Вот какая польза от уроков. - Дедушка усмехнулся. – Ох, уж эти башмаки. Вечно один из пары так и норовит куда-нибудь запропаститься! И, похоже, не у меня одного. Бывало, идешь по лесу или по дороге – башмак лежит, и всегда один. Два башмака сразу никогда не пропадают.
Ребята рассмеялись вместе с Дедушкой, а потом он продолжил:
- Если нужно записать это уже знакомое вам число, то пишут вот такую цифру.
И он написал на листе бумаги цифру «один».
Потом положил перед Мышонком и Бу тетрадки с карандашами и сказал:
- Попробуйте сами ее написать.
Ребята внимательно посмотрели на тот значок, который написал Дедушка и постарались его повторить.
- Похожа на палочку с сучком наверху, - заметил Бу.
А Мышонок сказал:
- Единичка – тонка как спичка.
- Можно и так сказать, - улыбнулся Дедушка. – Только старайтесь, когда пойдете в школу, никогда не получать оценку, похожую на этот «сучок» или эту «спичку». Учитель ставит «единицу» тем, кто плохо выполнил урок.
Единицу не годится
Получать в тетрадке,
Помните, ребятки!
Но вы-то, я уверен, будете хорошо учиться. И на занятия не будете опаздывать. А чтоб приходить всегда и везде вовремя, следует почаще посматривать на часы. Есть у вас часы?
- Нет, - с сожалением признались ребята.
- Это раньше у вас их не было, а теперь есть, - сказал Дедушка и подарил каждому из них маленькие детские часики. – Давайте договоримся: какую цифру вы изучили, на ту и направьте часовую стрелку. Вот тут сбоку маленькое колесико, поверните его так, чтоб оно указывало на нужную цифру.
Ребята так и сделали – нужной цифрой, разумеется, была «единица». Эх, и приятно же почувствовать себя почти взрослыми, даже с часами уметь обращаться!
- Когда придете на следующий урок, я вас со следующей цифрой познакомлю. И еще один подарок подарю, - пообещал Дедушка.  Теперь отправляйтесь погулять, да примечайте все, про что можно сказать «один», «одна», «одно». Потом мне про все ваши открытия расскажете. А дома нарисуйте в своих тетрадях рядом с цифрой «единица» солнышко. Глядя на него, сразу вспомните, о чем шла речь на нашем первом уроке.

* * *
Когда друзья опять пришли к Дедушке учиться математике, он их весело приветствовал.
- Кого я вижу! Двое славных ребят, два неразлучных друга.
Ведь они и в самом деле такими были: всегда вместе играли и никогда - ну или почти никогда - не ссорились.
- Сегодня займемся числом «два», - сказал Дедушка. – Оно следующее после единицы. И опять, как в прошлый раз, далеко за примером ходить не надо. Один друг, - Дедушка указал на Мышонка, - да еще один друг, - тут он указал на домовенка Бу, - вот вам и первый пример числа «два». Две дружных единички.
Но прежде чем приступить к изучению этого числа, Дедушка попросил рассказать, как ребята справились с домашним заданием.
- Сначала мы увидели одну новую норку крота под старым дубом, - начал Мышонок. - Потом приметили одну сороку на верхушке сосны. Она нас тоже приметила, и рассказала лесные новости. А потом нам попался eж прямо на тропинке, и мы его аккуратно обошли, чтоб не уколоться.
- Странная у ежей привычка - располагаться посредине дороги, - сказал Бу. - Интересно, что бы было, если б мы с Мышонком этак вот разлеглись.
- Сорока, небось, сразу бы разнесла эту новость, и все лесные жители собрались бы подивиться на двух чудаков, - сказал с улыбкой Дедушка.
Мышонок и Бу тоже улыбнулись, представив, как они лежат на тропинке, а вокруг целая толпа зверюшек.
- Знаете, есть поговорка: «одному не страшно, а двоим веселей». И еще: «один ум – хорошо, а два – лучше». Это, мне кажется, и к вам подходит. Двоим ведь лучше, чем одному, правда?
- Правда, - ответили Мышонок и Бу.
- А, допустим, вам нужно кому-то объяснить, как число «два» образуется. Сумеете? Вот тебе, Бу, конфеты. А тебе, Мышонок, орешки. Действуйте.
- Очень просто, - заявил Бу. – Возьму одну конфету, потом – другую, сложу их вместе – вот и получилось две.
Мышонок то же самое проделал с орешками и сказал.
- Один орешек  одна единица, другой - еще одна единица, и вот, пожалуйста, - число «два». Все ясно.
- Тогда давайте посмотрим, что существует попарно - чего бывает всегда по два. Вот у меня, например, два уха. А у мышей сколько ушей? – обратился он к Мышонку.
- Два, - ответил Мышонок.
- А у домовенка сколько ушей? – задал Дедушка вопрос Бу и потрепал его по головке. - Из-за твоей буйной шевелюры и не увидать.
- Вот они, - показал свои ушки Бу, - их тоже два.
- А глаз у вас сколько, скажите, пожалуйста, - обратился он к обоим ребятам.
- У меня два! – выпалил Мышонок и для достоверности поморгал обоими глазами.
- И у меня два! – степенно произнес Бу.
- Какое совпадение – и у меня два глаза, – улыбнулся Дедушка. - А посчитайте-ка, сколько у меня рук.
- Две, - в один голос отрапортовали Мышонок и Бу.
- А ног у меня сколько? – спросил Дедушка и притопнул ногами.
- Две! – со смехом откликнулись малыши.
- Да, вы в математике, гляжу я, уже не новички, - похвалил их Дедушка.  Как видите, многие вещи бывают парными – два глаза, два уха... А чего еще бывает по два?
- Два носка, - сказал Бу.
- У коровы двое рогов. Два крыла у птицы, - сказал Мышонок.
- Два берега у речки, - продолжил Дедушка.
- У улицы две стороны, - добавил Мышонок.
- Два колеса у велосипеда, - сказал Бу. – И башмаков у дедушки стало два, когда потерянный нашелся.
- За это вам спасибо, - поблагодарил Дедушка. – И я в долгу не останусь.
С этими словами он взял две коробки, одну протянул Мышонку, - другую – домовенку. А в коробках каждый из них обнаружил новенький, просто замечательный телефон - с кнопками, на каждой из которых была нарисована цифра.
Ребятам не терпелось опробовать подарки, и они стали нажимать на кнопки. К их полному изумлению из телефонов вдруг зазвучали разные мелодии.
- Это пока всего лишь игрушка, - сказал Дедушка. - Но очень полезная - она вам поможет все цифры узнать. Тогда сможете и настоящим телефоном пользоваться. Друзьям звонить. Или подружкам. Если, конечно, родители разрешат. А сейчас посмотрите на телефон и обратите внимание на цифру, которая стоит рядом с единицей. Этой цифрой обозначается число «два».
Он вывел в тетради цифру «два» и сказал ребятам.
- Попробуйте сами ее написать вслед за мной.
- Двум друзьям цифру «два» написать не составит труда, - бодро произнес Бу, обняв Мышонка.
- Это мы сейчас посмотрим, – сказал Дедушка.
Ребята принялись за дело. Но оказалось, что с этой цифрой справиться сложнее, чем с единицей. Чтоб не ошибиться, они частенько посматривали на тот значок, который написал Дедушка.
- На что она похожа, как вы думаете? - обратился он к ним.
- На лебедя, - сказал Мышонок. - Шея длинная, голова круглая.
- И на гуся, – сказал Бу. - А я, кстати, песенку знаю про двух гусей.
- Подумаешь! Ее все знают, - отозвался Мышонок.
- Так спойте вдвоем, - предложил Дедушка.
И они дружно запели:
Жили у бабуси два веселых гуся,
Один - серый, другой – белый,
Два веселых гуся.
Выходили гуси, кланялись бабусе,
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе.
- Отличный получился дуэт, - одобрил пение Дедушка. – Знаете, что такое дуэт?
Мышонок и Бу отрицательно покачали головами.
- Это когда поют вдвоем, вот как вы сейчас. В следующий раз я вам на балалайке подыграю, когда надумаете петь. А теперь посмотрите на свои часы и переведите стрелку на цифру «два». Это будет означать, что они показывают два часа.
Потом ребята взялись нажимать на телефоне кнопку с цифрой «два» и слушать мелодию, которая звучала в ответ. Это был марш.
Так закончился второй урок. Оставалось выслушать домашнее задание. Дедушка сказал:
- На этот раз примечайте не единички, а двоечки. Ищите пары предметов. И песенки припоминайте. А мне задание - свою балалайку разыскать.
Ребята отправились домой, и шагали в ногу, как солдаты на параде, приговаривая: Раз, два. Раз, два! А после маршировки принялись распевать песенки дуэтом.

* * *
Когда Мышонок и Бу пришли к Дедушке на третий урок, то первым делом рассказали, как обстоят дела с числом «два».
- У меня в комнате два окна, два стула и две полочки. А в аквариуме плавают две рыбки, - сказал Мышонок.
- А у меня на стене висят две картины, которые я сам нарисовал, - сообщил Бу. - И еще я принес фотографию, где мы вдвоем с моей сестрой.
- Теперь можно смело приступать к изучению числа «три», - сказал Дедушка. - Оно получается, когда к двум присоединяется еще одна единица.
С этими словами он подошел к двум друзьям, обнял их и спросил:
- Берете меня в свою компанию?
- Берем! – воскликнули они.
- Тогда я и буду той третьей единицей. Значит, у нас теперь троица: уже не двое, а трое друзей. И сегодня я вас научу писать цифру «три». Но сначала покажите, не забыли ли вы, как пишется цифра «два».
Мышонок и Бу вывели в тетрадке двойку, похожую на гуся.
- А цифру «три» написать еще легче, - заверил их Дедушка. – Видели вы когда-нибудь крючки, которыми рыбу ловят?
- Видели, - сказали ребята.
- Тогда нарисуйте в тетради два крючка, загнутых влево. Только не рядом, а один под другим, как будто они друг за друга зацепились. Убедиться, что цифра «три» на них похожа, вы можете, посмотрев на свои часы и телефоны: она стоит следующей после цифры «два»,
Ребята посмотрели – в самом деле похожа. Дедушка сказал:
- Теперь вы можете любого своего друга научить писать эту цифру. Скажете ему:
А за двойкой - посмотри -
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.
Потом он взял бублик, разломил его пополам и сказал:
- А вот еще один способ запомнить, как она получается. Бублики ведь в нашей жизни попадаются гораздо чаще, чем крючки, верно? Соедините-ка две эти половинки так, чтоб было похоже на нужную нам цифру: одна половинка - сверху, другая - снизу, а кончиками посередине соединяются.
Ну, уж это-то сделать было совсем легко, и, глядя на эту фигуру, ребятам удалось без труда научиться писать тройку. После чего каждый съел свою половинку бублика.
Дедушка тем временем поставил на стол корзинку с мандаринками и предложил:
- Теперь давайте считать до трех.
В этой корзинке
Лежат мандаринки.
Раз, два, три —
Любую бери.
Мышонок и Бу брали по мандаринке, и складывали их по три, всякий раз считая вслух: одна, две, три.
А тут Бу еще вспомнил считалку, где упоминается число «три».
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, выйду я.
- Хороший, должно быть, был самовар за три рубля, - улыбнулся Дедушка. – У меня самовара нет, а чайник есть. Так что я вас сейчас чаем напою. А вы чашки на стол ставьте.
Мышонок и Бу расставили чашки, считая вслух: «Одна, две, три».
Когда приступили к чаепитию, Дедушка сказал:
- А знаете, ведь число «три» - сказочное. Во многих сказках действуют три персонажа. Например, в сказке «Три поросенка» это Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Есть еще сказка «Три толстяка». А сколько сказок с тремя братцами, сестрицами и королевичами! В «Царевне-лягушке» - три царевича, в сказке «Иванушка-дурачок» - три брата…
- В «Золушке» - три сестры, - припомнил Бу. – Одна – хорошая, Золушка, и две – злючки. И в сказке «Аленький цветочек» - тоже.
- А еще бывает, что сказочный герой один, а головы у него три, - включился в разговор Мышонок. - Змей Горыныч, например! Я про него частушку знаю.
- Так и нас научи! – сказал Дедушка. – Разучим ее и будем все вместе петь, получится у нас трио. Трио – это когда поют втроем… Частушки хорошо под балалайку исполнять. У нее, кстати, три струны.
Дедушка взял балалайку, проверил, хорошо ли она звучит, кивнул Мышонку, мол, начинай, и Мышонок запел:
Змей Горыныч трехголовый,
Полюбил сироп вишневый,
Кашу, щи и пироги
И соленые грибки.
Все подряд он уплетает,
Растолстел и подобрел,
Никого не обижает,
Не творит недобрых дел,
А как только загрустит
Сразу в гости к нам летит.
Угощаем змея кашей,
Он доволен пищей нашей.
Трехголовый веселится.
Рад он с нами подружиться!
- С таким Змеем Горынычем я бы и сам подружился, - сказал Дедушка.
- И я тоже, - подхватил Бу.
- Можете нарисовать в тетрадке рядом с цифрой «три» этого трехголового Змея Горыныча, или других сказочных персонажей - трех поросят, трех толстяков. Как говорится, на добрую память - об этой цифре.
А теперь отправляйтесь гулять, да заодно не забывайте считать до трех все, что попадется на глаза. Игрушки, деревья, дома... И обратите внимание, что у меня на крылечке три ступеньки.

* * *
Явились Мышонок и Бу на четвертый урок, и застали у Дедушки незнакомую девочку.
- Это моя внучка, - представил он ее. – Я ей рассказал, как мы тут с вами учимся и развлекаемся. Вот и она выразила желание присоединиться.
- Меня зовут Люша, - сказала девочка. – Хочу вместе с вами математике учиться. Будете со мной дружить?
- Будем! - охотно согласились Мышонок и Бу
- У нас, Люша, такой порядок, - сказал Дедушка. - Сначала ребята говорят про свое домашнее задание, а потом мы приступаем к очередному числу. В прошлый раз речь шла о числе «три». Мышонок исполнил песенку про трехголового Змея Горыныча, который совершенно избавился от своих дурных привычек, потому что полюбил кашу. А я подыгрывал на трехструнной балалайке. Послушаем, что хорошего сегодня нам о числе «три» скажут.
Мышонок и Бу рассказали, что видели, как взрослые, когда нужно перейти улицу, смотрят на светофор. И приметили, что у него три цвета: красный, желтый и зеленый. Когда горел красный, все стояли и ждали, пока проедут машины. А когда зажегся желтый цвет – машины остановились у перекрестка, но и пешеходам еще нельзя было идти. И, наконец, вспыхнул зеленый – и вот тогда можно было переходить на другую сторону улицы.
- Молодцы, - одобрил Дедушка. – Заодно со счетом и правила дорожного движения усвоили.
Мышонок и Бу признались, что еще и стишок на эту тему сочинили:
У светофора – три цвета.
Запомни правило это:
Зеленый – иди,
Желтый – жди,
А если красный -
Идти опасно.
- Вопросов по домашнему заданию больше нет, - убежденно сказал Дедушка. – Главное про число «три» вы явно поняли. А остальное – дело наживное.
Люша с уважением посмотрела на своих новых друзей и даже воскликнула:
- Браво!
Услышать это им, конечно, было лестно. И Дедушка порадовался за всех троих, ведь приятно, когда у учеников хорошее настроение.
- Сегодня у нас на очереди число «четыре», - сказал он. – А оно образуется, когда к трем единичкам – тройке - прибавить еще одну единичку. В прошлый раз третьей единицей был я, а теперь у нас четвертой будет Люша. Устроим перекличку. Только прошу юных кавалеров помнить, - он выразительно посмотрел на Мышонка и Бу, - что принято пропускать вперед девочек, а так же тех, кто по возрасту намного старше… Итак, команда, стройсь! На первый, второй, третий, четвертый рассчитайсь! – скомандовал он, и первый выступил из строя, громко сказав:
- Я – первый.
Люша сделал шаг вперед и сказала:
- Я – вторая.
Бу шагнул и сказал:
- Я – третий.
Мышонок постарался сделать самый широкий шаг, какой только мог, и объявил:
- Я – четвертый.
- Отлично! А теперь в обратном порядке, - сказал Дедушка.
Мышонок сделал шаг вперед и сказал:
- Я – первый.
Бу сказал:
- Я – второй.
Люша сказала:
- Я – третья.
Дедушка сказал:
Я – четвертый… Видите, с кого ни начинать счет, все равно нас четверо.
Потом он пригласил всех к столу, и когда ребята заняли свои места, сказал:
Поглядим, сколько у стола сторон. Одна сторона, где сидит Люша, другая – где сидит Мышонок, третья – где сидит Бу, четвертая – где сижу я. Всего - четыре. Теперь по очереди посчитайте, сколько у стола углов.
Ясное дело, их оказалось четыре.
- А теперь загадку отгадайте, - сказал Дедушка.
Он стоит в любой квартире,
Чтобы можно было сесть,
Ножек у него – четыре,
Ручек нет, а спинка есть.
- Стул, - хором сказали догадливые ребята.
- Проверьте, действительно ли у вас стулья с четырьмя ножками, - подзадорил их Дедушка.
Все ребята пересчитали ножки у стульев – так и есть: четыре.
- А знаете, чего еще бывает четыре? Четыре стороны света и четыре времени года. Четыре стороны света - это север, юг, восток, запад. На севере холодно, на юге - жарко, на востоке солнышко восходит, на западе - заходит. А четыре времени года вы, наверное, и сами знаете. Сейчас, например, у нас что?
- Лето! - воскликнули ребята.
- А после лета что будет?
- Осень!
- А потом зима!
- А потом весна!
- Молодцы, значит не перепутаете, когда в речке купаться, а когда на санках кататься… Теперь попробуем написать цифру, которой обозначается число четыре. Смотрите, как я буду писать, и повторяйте в своих тетрадках. Провожу сверху вниз короткую прямую линию, потом веду от нее короткую линию вправо, получился угол, и к этой фигуре пририсовываю справа черточку подлиннее. Вот и вышла цифра «четыре». Точь-в-точь как на ваших телефонах и часах.
Кстати, Дедушка и Люше подарил телефон и часики, так что она тоже могла участвовать теперь в играх с этими полезными предметами.
- Обратите внимание, что слова «часы» и «четыре» начинаются на один и тот же звук, - сказал Дедушка. - А если вы знаете букву Ч, то согласитесь, что четверка на нее очень похожа - они прямо как близнецы. А если и не знали этого раньше, то теперь знаете, и легко найдете эту букву в своих книжках.
На этом урок закончился, и все отправились во двор играть в прятки. Мышонок знал считалку, в которой на кого выпадет последнее слово, тот и будет искать спрятавшихся.
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет чашки мыть,
Тому - водить.
Мышонку водить и выпало. Хотя это, конечно, вовсе не означает, что он не хотел мыть чашки.
Все быстро попрятались, и Мышонок начал искать. Но вокруг дома были такие заросли всяких кустов и других растений, что найти в них кого-нибудь было совсем непросто. «Да, уж, не зря Дедушка своей громадной репкой прославился, - думал Мышонок. – Умеет он рекордные урожаи выращивать. Тут прямо садово-огородные джунгли». Вдруг видит – из-за огромной тыквы торчат рыжие вихры. У кого еще может быть такая шевелюра, что ее не спрячешь даже за тыквой, которая в четыре раза больше футбольного мяча! Ясное дело – за ней домовенок Бу притаился. Мышонок его нашел, и водить теперь выпало домовенку. Потом Люше, а после нее – Дедушке. А вот Мышонку водить больше не пришлось, потому что никому из них найти его не удавалось. Он ведь маленький, юркий, затаится под кочаном капусты или под кустом черной смородины: хоть целый день ищи – не отыщешь.
После игры Дедушка на прощание сказал:
- Теперь, когда вы уже умеете считать до четырех, даю вам задание определить, сколько колес у машин, сколько сторон и углов у домов, сколько стен в вашей комнате. И, кстати, посмотрите, нет ли на вашей одежде пуговиц с четырьмя дырочками. А игрушки свои разложите так, чтоб в каждой группе было по четыре.

* * *
Пришли ребята на пятый урок, и видят - Дедушка сидит за столом и раскрашивает деревянную шкатулку. Она темно-синего цвета, и он кисточкой рисует на этом фоне белые звездочки. Да так ловко – проведет несколько линий туда-сюда, туда-сюда - и вот еще одна звездочка готова. Получается настоящее звездное небо.
- Красиво, - сказали Бу и Мышонок.
- Научи, пожалуйста, Дедушка, и нас так рисовать, - попросила Люша.
- Научу, - пообещал он. - Только сперва я должен познакомить вас с числом «пять» - тогда у вас получатся красивые пятиконечные звезды. А пока я уберу краски, расскажите, какие у вас новости насчет числа «четыре».
Люша сказала:
- Я усадила за стол четырех кукол, поставила перед каждой по тарелочке – всего четыре тарелки. Потом положила мишку, телефон, солдатика и мячик – четыре игрушки – в одну коробку. А в другую – кубики, по четыре в ряд. И кстати, принесла кубики с собой. Можно будет с ними поиграть.
Мышонок доложил, что посчитал свои лапки – их четыре. Раскрасил картинки в книжке-раскраске четырьмя цветами. Расставил на полочке книжки по четыре в ряд.
Бу сказал:
- А я нарисовал в тетради четыре самолета и четыре облака, над которыми они летят. У каждого самолета пропеллер, а у него – четыре лопасти.
- Раз вы такие понятливые ученики, - сказал Дедушка, - без промедления приступаем к числу – «пять». Оно образуется, когда к четырем прибавляют еще одну единичку. Вот моя рука, на ней пять пальцев, – он развел пальцы и стал их загибать один за другим, начиная с большого. – Считаем: один, два, три, четыре, а теперь самый маленький, мизинец, и вот – все пять тут как тут, в кулаке. Потому руку и называют пятерней, что на ней пять пальцев. Нас так учили это запомнить:
Девочки и мальчики,
Сосчитайте пальчики.
На руке их ровно пять,
Это должен каждый знать.
Потом играли с Люшиными кубиками. Каждый по очереди брал из коробки и клал на стол четыре кубика, затем добавлял еще один - получалось пять кубиков. Взялись было считать и другие предметы, и тут домовенок Бу воскликнул:
- А я знаю считалку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой…
- Убегает зайчик мой, - закончил Дедушка, которому хотелось, чтоб у этой истории был счастливый конец.
- А я знаю, что тот, кто в школе отлично учится, получает оценку 5, - сказал Мышонок. Это он решил проявить инициативу, чтоб не отставать от Бу.
- Правильно, - похвалил его Дедушка, и раздал ребятам по пригоршне конфет. – Кто правильно посчитает, сколько у него конфет, тот будет у нас отличник.
Конфеты считать приятно, так что никто не ошибся - у каждого ученика было по пять конфет, о чем они и объявили учителю, Дедушке. И он записал их имена в свою тетрадку и напротив каждого вывел цифру «пять» - значит, все оказались отличниками.
- На ваших телефонах и часах эта цифра тоже есть. Поглядите на нее, на что она похожа?
- Мне кажется, на перевернутую цифру «два», - сказала Люша.
Мышонок и Бу с ней согласились, тут и спорить не о чем. А потом, конечно, перевели часовую стрелку на цифру «пять» и нажали такую же на своих телефонах. Послушали мелодию и взялись в тетрадях писать пятерку. А Дедушка им помогал:
- Заметьте, что в ней есть такой же полукруг, как в цифре «три» - полбублика. И не забудьте сверху приделать короткий хвостик вправо.
Когда ребята научились писать пятерку, Дедушка сказал:
- Теперь открою вам секрет, как рисовать звездочки. У каждой из них - пять концов – как бы пять лучей, расходящихся в разные стороны. Можно начать рисовать с любого конца, и, не отрывая кисти или карандаша от поверхности листа, все концы соединить прямыми линиями. Смотрите, как это делается и тренируйтесь.
Малыши с упоением взялись за рисование, и вот пятиконечными звездочками оказался усеян весь тетрадный лист. Тогда Дедушка позволил каждому из них нарисовать кистью белую звездочку на шкатулке.
- Получился настоящий звездный ларец! – признал он, глядя на ребячье художество. – Буду в нем хранить сокровища.
А потом все отправились на озеро купаться, потому что погода выдалась отличная, просто на пятерочку.

* * *
К следующему занятию домовенок Бу подготовил сюрприз. Он принес с собой большую сумку с игрушками, и предложил играть в магазин. Люше с Мышонком эта идея понравилась, и Дедушке – тоже. Он даже предложил, чтоб в этом магазине торговали и плодами его урожая. Все отправились в сад их собирать.
Ярко светило солнце, со всех деревьев доносилось щебетанье птиц.
- Давайте, ребятушки, проводить занятия на свежем воздухе, в саду, - сказал Дедушка. - Тут и устроим наш магазинчик. Фрукты прямо под рукой, если чего не хватает – рви прямо с ветки, клади на полку, славная пойдет купля-продажа.
- А кто будет продавцом? – спросил Мышонок.
- Все по очереди, чтоб никому не обидно было, - предложила Люша.
Домовенок Бу выложил из своей сумки все ее содержимое. Чего там только не было! Карандаши, солдатики, машинки, пуговицы, камешки, раковины, плюшевые зайцы… Всего и не перечислишь.
- С лихвой хватит для нынешнего урока, на котором вы познакомитесь с числом «шесть», - сказал Дедушка. – А учитывая, сколько у нас фруктов и овощей, можно не сомневаться, что ни один покупатель не останется недовольным. Давайте все аккуратно разложим на прилавке.
Поставили на садовый стол картонные коробки и распределили товары. В одну – карандаши, в другую - пуговицы, в третью – яблоки, и так далее. Все по своим местам.
- А чем будем расплачиваться? – задался вопросом домовенок Бу.
Решили взять орехи, нарисовать на них цифры, мол, это и будут монеты. Так и сделали.
- Теперь, когда вы умеете считать до пяти, остальным числам вам будет легко научиться, - сказал Дедушка. – А я, как и в прошлый раз, буду для вас наглядным пособием. Вот обе мои руки. На левой - пять пальцев, и на правой столько же. На левой все пальцы выпрямлю, а на правой - все сожму в кулак. Теперь выпрямляю один палец на правой руке и считаю, сколько всего получилось выпрямленных пальцев на обеих руках. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Число «шесть» получается, когда к пяти добавляем один. Будь то пальцы, или пуговицы, или что угодно.
Потом Дедушка загадал старинную загадку.
Пятеро ребят вместе сидят,
А ты, шестой, у ворот постой.
Стали думать и гадать. Люша догадалась первой.
- Все пальцы на одной руке, сжатые в кулак, - это те «пятеро ребят», которые «вместе сидят». А палец на другой руке, который выпрямлен - это тот шестой, которому говорят «у ворот постой».
- Верно, внученька, - похвалил ее Дедушка. - А теперь давайте играть в магазин. Орехов, то есть, денег, у нас хватит на все покупки. Что ж, дорогой Бу, открывай свой магазинчик.
Люша купила у домовенка шесть пуговиц и заплатила за них шесть орешков.
Затем она стала за прилавок и продала Мышонку шесть карандашей, он тоже заплатил шесть орешков.
Бу купил у Мышонка шесть ракушек за ту же сумму.
Так и играли, пока не остались в магазинчике одни яблоки. Дедушка сказал:
- А яблоки – бесплатно, нам на угощение.
Бу и Мышонок, как истинные рыцари, предоставили Люше право первой взять яблоко, и только потом взяли сами. Продемонстрировали хорошие манеры.
Потом Дедушка сказал:
- Теперь поучимся писать цифру «шесть».
Он написал в тетради значок, который состоял из кружка с загнутым хвостиком наверху, вроде как яблоко с черенком.
Бу эта цифра показалась похожей на бублик на веревочке. А Мышонку – воздушным шариком, который летит не вверх, а вниз, и веревочка по ветру развевается. А Люша рассудила так:
- Зачем обязательно всякие подобия выискивать? У нас же есть часы, а там цифра «шесть» в самом низу круглого циферблата.
Ребята покрутили колесико на часах, чтоб перевести стрелку на шесть часов, и стрелка, не отклоняясь ни в какую сторону, стала глядеть прямо вниз.
Ну, и как всегда, конечно, не упустили случая нажать на телефоне кнопку «шесть», чтоб узнать, какая мелодия зазвучит. Поскольку она всем очень понравилась, то повторяли ее несколько раз и вразнобой, а не одновременно, так что получился настоящий трезвон.
Дедушка попросил нарисовать в тетрадях рядом с шестеркой шесть орехов. Они ведь хорошо послужили в качестве денег в магазине.
- Знаете, изучать числа от единицы до пяти – это как на горку взбираться: надо прилагать немало усилий. Число «шесть» – это все равно как вершина этой горки. С горки легко катиться, верно? И потому все остальные числа вам дадутся легко. Любые задания будете щелкать как орехи!
Потом ребята вызвались помочь Дедушке собрать урожай в саду и в огороде. Наработавшись, все прилегли под яблоней отдохнуть и перекусить. Мышонок заметил, как муравьи курсируют по своим делам рядом с ними. И ребята все вместе стали наблюдать за поведением трудолюбивых мурашек. Один из них волок листок - груз намного превышавший его собственные размеры. Другой упорно карабкался на травинку, причудливо загнувшуюся и похожую на цифру «шесть». Видя, как он все время соскальзывает, Мышонок тут же сочинил стишок:
Ползет муравей по цифре шесть,
Наверх никак не может влезть,
Скатывается как с горки,
С полукруглой шестерки.

* * *
На следующем уроке ребят ожидало знакомство с числом «семь».
- Для детей это число – особенное, - торжественно произнес Дедушка. – Кто из вас знает – почему?
– Потому что в семь лет дети в школу идут, - тут же ответила Люша.
Ей как раз скоро должно было исполниться семь лет, и очень хотелось стать школьницей.
- Знаете, когда мне пришла пора идти в школу, - предался воспоминаниям Дедушка, - я все ходил да повторял:
Вырос я уже совсем.
Сколько лет мне?
Ровно семь.
- А для меня это число особенное, потому что я родился седьмого июля, - с гордостью заявил Мышонок.
Домовенку Бу тоже хотелось не отстать от своих товарищей и сказать что-нибудь насчет числа семь. Он лихорадочно искал в памяти какую-либо подсказку, и память его не подвела.
- А я знаю, что в неделе семь дней, - выпалил он. – Седьмой из них – воскресенье. Воскресенье – всем детям веселье.
- Молодцы, - похвалил всех Дедушка. – Я ж говорил, что после шестерки будет совсем легко – как будто с горки на санках покатитесь. Лиха беда – начало. А мы с вами уже полдороги осилили.
- Ура! - воскликнула Люша.
- Теперь – полный вперед! - провозгласил Бу.
- Поднять паруса! – в тон ему скомандовал Мышонок.
- Курс на число «семь»! – подыграл им Дедушка.
От этих громких возгласов даже кот проснулся, нежившийся на солнышке на скамейке в саду. Он сонным взглядом обвел компанию, потянулся, зевнул и снова предался сладкой дреме.
Все ребята расселись по местам за садовым столиком, готовые слушать Дедушку. Но он сказал:
- Представьте, что я ваш ученик. Вам нужно объяснить ученику, как образуется число «семь». Которое, как вы догадываетесь, следует после числа «шесть».
Роль учителя ребята исполняли по очереди. Люша проделала фокус с пальцами. Спрятала за спину обе руки, потом протянула вперед одну раскрытую ладонь и попросила «ученика» сказать, сколько он видит пальцев. Последовал ответ: «пять». Тогда она протянула вперед сжатую в кулачок другую руку, выпрямила один палец и опять спросила: «Теперь сколько пальцев видно». Дедушка-ученик сказал: «Шесть». Она распрямила еще один. «А теперь сколько?». Ученик сделал вид, что глубоко задумался. Мышонок и Бу не смогли удержаться от подсказки. «Семь!» - прошептали они. Люша строго на них взглянула и погрозила пальцем. «Прошу вести себя прилично». Дедушке счел уместным пошутить: «Наверное, будет примерно семь».
Мышонок и Бу выбрали другой метод объяснения. Мышонок положил перед «учеником» шесть яблок, попросил их вслух пересчитать, а потом добавил еще одно яблоко, объявив: «Теперь их семь». А домовенок Бу выставил на всеобщее обозрение свои часы, стрелка которых стояла на шести часах, перевел ее на следующую цифру и сказал: «Было шесть часов, прошел еще один, и вот уже семь часов».
- Значит, пора ужинать? – с шутливой интонацией спросил Дедушка.
Но, конечно, на самом деле был еще вовсе не вечер, а полдень, и солнце ярко сияло на небе.
- Что ж, - сказал Дедушка, - раз все мы теперь, включая бывшего ученика, знаем, как составить число «семь», давайте поговорим о нем подробнее. Это число часто встречается в пословицах. Про того, кто очень умен, говорят: «Он семи пядей во лбу». А про взбалмошного, который все время меняет свои планы: «У него семь пятниц на неделе».
- А еще есть пословица «Семеро одного не ждут», - сказал Мышонок.
- «Семь раз примерь, один раз отрежь», - дополнила этот перечень Люша.
- И еще есть много сказок, в названиях которых встречается число «семь», - напомнил домовенок. - «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик».
- А у храброго портняжки на поясе было написано: «Одним махом семерых побивахом», - сказала Люша, и разъяснила: - Это значит – одним ударом - семерых. И еще я знаю, что в музыкальной гамме семь нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Люша пропела гамму своим звонким голоском.
Потом Дедушка показал, как написать цифру «семь». Поскольку дело происходило в саду, и тетрадок под рукой не было, он начертил ее палочкой па земле. Как она выглядит, ребята уже знали - семерка же есть и на часах и на телефоне. Но надо было и самим попробовать ее изобразить.
Бу сказал:
- Похожа на косу, которой траву косят.
А Мышонок продекламировал строчки из стихотворения «Веселый счет» поэта Маршака:
Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.
Закончился урок игрой в магазин. Только теперь на орешках была написана не шестерка, а семерка.

* * *
И вот дошла очередь до числа «восемь». Поскольку ребята уже хорошо поняли, как образуются числа, то сами вызвались рассказать, как получается восемь. К семи прибавляется еще одна единичка – вот и все.
В магазине они разложили все предметы, овощи и фрукты по коробкам так, чтоб в каждой было по восемь. И на телефоне нажали кнопочку с этим значком, послушали, как в ответ раздались восемь ударов колокольчика. И на часах стрелку перевели на цифру «восемь».

А когда Дедушка загадал загадку -
Он имеет восемь ног,
За что и прозван …
Все хором крикнули:
- Осьминог!
Что ж, оставалось только потренироваться писать цифру «восемь». Когда ребята чертили ее палочкой на земле, Дедушка сказал:
Цифра «восемь» – два кольца,
Ни начала, ни конца.
А домовенок Бу добавил:
Два кружка соединились -
Цифра «восемь» получилась.
Мышонок сказал:
- Она похожа на Ваньку-встаньку - игрушку-неваляшку, как ее ни переворачивай - хоть даже вниз головой – она опять ровно становится. По стойке «смирно».
А Люша развила эту тему:
Она свой вид не изменяет,
Два колобка напоминает.
В общем, никаких хлопот с восьмеркой не было – все с ней ясно. И потому Дедушка сказал:
- Раз урок получился таким коротким, давайте я вам книжку почитаю, а вы считайте страницы. И когда закончим восьмую страницу, пойдем на луг играть в футбол.
Почитал он книжку, и все отправились на луг. Разделились на команды. В одной команде - Люша с Дедушкой, в другой – Мышонок с домовенком. Дедушка сначала стоял на воротах, а потом и сам пустился гонять мяч, и даже забил один гол. А Люша так быстро бегала и так ловко управлялась с мячом, что чуть не обыграла команду Мышонка и Бу. Но те все же сосредоточились, собрались с духом, и игра закончилась вничью. Так что никому не было обидно. Победила дружба.

* * *
- Сегодня, ребятки, приступаем к числу «девять», - сказал Дедушка в начале следующего урока. – Долгих объяснений, как я понял, вам уже не требуется. Вы понимаете, что это число идет за числом «восемь», а значит просто-напросто прибавляем к восьми единицу и получаем то, что нужно – девять.
Написать девятку тоже оказалось просто. Тем более что под рукой как всегда имелся телефон и часы, а они без этой цифры не бывают.
- Рисуем кружок, а снизу пририсовываем хвостик, - коротко прокомментировал Дедушка.
Мышонок тут же перевел его слова в рифму:
К кругу хвостик пририсуем –
Цифру «девять» образуем.
Бу не упустил случая блеснуть способностью усматривать подобия:
У девятки круглое лицо -
Как апельсин, луна или кольцо.
А Люша сказала:
- Заметьте, что цифра «девять» похожа на перевернутую шестерку.
И снова Мышонок мгновенно откликнулся двустишием:
Цифра «шесть» перевернулась
Цифрой «девять» обернулась.
- У нас уже не урок, а какой-то день поэзии получается, - сказал с улыбкой Дедушка. А потом, посмотрев, как ребята написали девятку, добавил: - Это хорошо, что вы так ловко рисуете кружок. Он вам уже пригодился в шестерке, восьмерке и девятке. А на следующем уроке еще больше пригодится.
Последнюю фразу он произнес с загадочной улыбкой, и ребятам стало любопытно, что же ожидает их на следующем уроке. Они попытались выведать это у Дедушки, но он был тверд. Сказал:
- Завтра все узнаете. А пока дома основательно повторите счет от единицы до девяти, считая все, что под руку попадется.

* * *
И вот пришли ребята на очередной урок с желанием узнать, что за число сегодня их ждет. Оказалось, что это вовсе не число. А скорее полное его отсутствие.
- Вот вам мои ладони – в них ничего нет, - сказал Дедушка, протягивая ребятам обе руки. – Или, может, что-нибудь есть, да я не замечаю, поглядите-ка повнимательней.
Ничего в руках у Дедушки, разумеется, не было, это и без рассматривания было видно. Просто он так решил пошутить.
- Надо же как-то обозначить, что ничего нет, - стал он объяснять. - И для этого пишут вот такой знак.
Он нарисовал фигуру, похожую на кружок, но только слегка вытянутый в длину.
- Этот знак и есть цифра «ноль», - продолжал Дедушка. - Именно ее я имел в виду, когда в прошлый раз говорил вам, что умение рисовать кружок вам пригодиться. А теперь скажу, что нужно немного изменить форму кружка – сделать его не круглым, а продолговатым. Тогда получится фигура, которая называется «овал». Овал похож на яйцо. Или на воздушный шарик. Попробуйте его нарисовать.
Ребята сказали, что это легче легкого. Яйцо ведь каждый сумеет нарисовать, а значит, - и цифру «ноль» написать.
- Да, написать-то «ноль», в самом деле, легко, а вот понять все его значения будет не так легко, - сказал Дедушка. – Потому что у него много других удивительных свойств вдобавок к тому, что он означает отсутствие количества. Но пока я вам все его достоинства не могу раскрыть. Математика – наука очень интересная, в ней творятся настоящие чудеса. Запаситесь терпением – и в свое время все узнаете.
После этого ребята приступили к выполнению заданий, которые давал им Дедушка. Он положил на стол один кубик и спросил, сколько кубиков они видят перед собой. Ребята почувствовали, что он придумал какую-то уловку, потому что ведь ясно, что кубик всего один. Так они и сказали: «один».
- Напишите соответствующую цифру, - сказал Дедушка.
Все написали единицу.
Дедушка убрал кубик со стола и спросил:
- А сейчас сколько вы видите кубиков?
- Нисколько, - ответили ребята.
- Запишите результат этого наблюдения.
Ребята переглянулись, подумали и написали цифру «ноль».
- Повторенье – мать ученья, - сказал Дедушка. - Повторим те же действия, что с кубиками, на других примерах - с яблоками, конфетами, орехами.
Так и сделали, только в каждом случае бралось не одно и то же количество, а разное: два яблока, пять конфет, девять орешков. Дедушка поочередно клал их на стол, потом убирал. И всякий раз ребята записывали результат: ноль. Так они твердо усвоили, что отсутствие количества нужно обозначать именно этой цифрой.
- Отлично! – заключил Дедушка. – Вы поняли одну из труднейших задач математики.
Ребята даже удивились – что ж тут трудного? Вот так всегда: пока не знаешь чего-то, думаешь – как бы мне со всеми этими сложностями разобраться; а как разберешься, думаешь – фу, легкота!
- Теперь открою вам, - сказал он, - что цифра «ноль» необходима, если мы хотим записать число «десять», которое следует за числом «девять». Оно образуется так же, как и все прежние цифры – путем прибавления единички. К девяти прибавляем единицу – получаем десятку… Теперь научу вас писать, как число «десять» обозначается. Цифра «ноль» тут будет как раз кстати.
Он написал единицу, потом справа написал ноль:
- Видите, две этих цифры – единица и ноль – написаны рядом, и обратите внимание, в каком порядке: единица - слева, а ноль  справа. Ни в коем случае не наоборот. И хорошенько запомните: десять – это число, которое состоит из двух цифр. Вот до каких сложностей в математике вы добрались.
Потом Дедушка взял книжку Маршака и прочитал им такое стихотворение.
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
На этом закончился десятый урок. На прощанье Дедушка вручил ребятам за большие успехи в математике подарки – компьютерные игры. Среди них, к их изумлению, была и игра «Магазинчик домовенка Бу». Ее создали дедушкины друзья, чтоб ребята учились с ее помощью математике.

* * *
Через несколько дней ребята опять пришли к Дедушке. Рассказали, как в компьютерные игры учились играть, и это им очень понравилось. Но больше одного часа родители не позволяют этим заниматься, говорят – много времени за компьютером детям нельзя проводить. А им не терпится больше узнать о математике.
Дедушка сказал:
- Значит, самое время приступить к понятиям «больше» и «меньше». Докажите мне на примерах, что вы в них хорошо разбираетесь.
Ребята посовещались, как лучше продемонстрировать разницу между «больше» и «меньше». Решили - на примере их роста. Они выстроились в ряд. Люша стояла первой, потому что была выше всех. За ней стоял домовенок Бу. А последним – Мышонок.
Бу дал объяснение:
- У Люши рост больше, чем у меня, а у Мышонка – меньше.
Потом продемонстрировали разницу на примере кубиков. На одном конце стола положили два кубика, а на другом – пять.
Мышонок сказал:
- Два кубика – это меньше, чем пять кубиков
А Люша добавила:
- Пять – больше, чем два. Это и на вид заметно.
- А как записать эту разницу, я вас сейчас научу, - сказал Дедушка. – Для этого существует особый значок.
Он нарисовал в тетради две черточки, одни концы которых соединялись, а другие расходились в разные стороны.
- Похоже на птичку, - сказал Бу, всегда умевший подмечать подобия.
- Если эту птичку поставить между двумя цифрами, - объяснил Дедушка, - то та цифра, в чью сторону направлен клюв птички, означает меньшее число. А та цифра, от которой птичка как бы улетает, расправив крылья, означает большее число. Вот я пишу цифру пять, потом знак «больше» (птичку клювиком вправо), а затем пишу цифру «два». Это значит, что число «пять» больше числа «два». Если же напишу между этими цифрами знак «меньше» (птичку клювиком влево), то это будет означать, что число «два» меньше числа «пять». А теперь вы напишите примеры с какими-нибудь другими числами.
Птички с помощью ребят так и замелькали между цифрами. Семь больше, чем три. Три – меньше чем семь. Девять больше, чем четыре, а четыре соответственно меньше, чем девять. И так далее.
– Теперь вам осталось научиться складывать и вычитать числа, - сказал Дедушка. - Объясню вам эти правила на примере орехов. Возьми ты, Мышонок, два ореха, и ты, Бу, - два ореха. Угостите, пожалуйста, ими Люшу. А ты, Люша, посчитай и скажи, сколько орехов у тебя оказалось.
Люша посчитала: один, два, три, четыре.
Дедушка сказал ей:
- Теперь твоя очередь угощать. Возьми орехи и угости ими Мышонка и домовенка.
Люша протянула Мышонку и домовенку по три ореха.
- Давайте я посчитаю, сколько у вас обоих получилось, - сказал Дедушка и посчитал: один, два, три, четыре, пять, шесть. – У вас шесть орехов.
Потом Дедушка объяснил, что действие, которое ребята только что совершили, называется сложением.
- Мы можем записать сложенье любого количества орехов, и вообще любых чисел. Для этого нам понадобится знак, который называется «плюс». Написать этот знак совсем просто. Вот он.
И он написал крестик, сказав при этом.
Плюс – две черточки, что вместе
Нам напоминают крестик.
Ребятам этот знак дался без усилий - крестик кто угодно запросто напишет.
Потом Дедушка сказал:
Чтоб к числу число прибавить,
Плюс меж ними надо ставить.
И написал цифру «два», потом знак «плюс» (крестик), и после него - цифру «два».
- Вот я написал пример сложения: два плюс два. А сейчас вы напишите свои примеры сложения: какое-нибудь число, потом знак «плюс», и за ним другое число.
Люша написала: три плюс два.
Мышонок написал: четыре плюс три.
Бу написал: пять плюс один.
- Посчитайте, какое число в результате сложения у каждого из вас получилось.
Люша сказала: «Пять».
Мышонок сказал: «Семь».
Бу сказал: «Шесть».
- Правильно посчитали, - сказал Дедушка. – А чтоб обозначить, что у каждого из вас в результате сложения получилось, - сказал Дедушка, - пожалуйста, запомните еще один знак.
Он провел две коротких черточки одну под другой и пояснил: «Это знак «равно».
- Попробуйте его написать справа от записанного вами примера сложения.
Каждый из ребят добавил к своей записи знак равно и после него - получившуюся сумму сложения чисел.
- Итак, смотрите. У Люши написано три плюс два равно пять. У Мышонка: четыре плюс три равно семь. У Бу: пять плюс один равно шесть.
При помощи этих знаков – «плюса» и «равно» - можно записать пример сложения каких угодно чисел.
Ребята потренировались и поняли, что эта задача им вполне по плечу. Вернее, по уму, потому как тут нужна не физическая сила, а умственная.
- Вижу, ума вам не занимать, - похвалил их Дедушка. – А раз так, то вы без труда справитесь и со следующей задачей. Но ею мы займемся завтра. А теперь давайте ягоды собирать. Складывайте их в корзинку – это и будет то, что в математике называется сложением. Возьми эти полные корзинки с собой, угостите родителей и друзей. А дома пересчитайте кубики и книжки, аккуратно их сложите и запишите, сколько у вас кубиков, и сколько книжек. Кстати, в игре «Магазинчик домовенка Бу» тоже есть примеры сложения.

* * *
На следующем уроке приступили к изучению нового действия – вычитания. Теперь надо было не складывать разные числа, а от большего отнять меньшее.
- Запомните, - сказал с улыбкой Дедушка:
Вычитанье – не сложенье,
А как раз наоборот,
Это знает весь народ.
Сначала в качестве примера взяли орехи. Каждому из ребят было дано по пять орехов, потом Дедушка попросил у каждого по одному ореху и спросил:
- Сколько у вас осталось?
Ребята посчитали, оказалось – четыре.
Потом Мышонок и Бу взяли по шесть игрушек, предложили Люше убедиться, что игрушек именно шесть. А затем Мышонок спрятал за спину одну, а Бу – две. Это они, говоря математическим языком, произвели действие вычитания. А Люше предстояло ответить - сколько игрушек осталось на виду.
- У Мышонка осталось пять. Значит, он из шести вычел единицу. А у Бу осталось четыре. Значит, он из шести вычел два, - подсчитала Люша.
- Вот и научились вычитанию, - сказал Дедушка. - Осталось научиться записывать это действие. Для этого надо познакомиться с самым простым знаком.
Он нарисовал в тетради одну короткую черточку и, указав на нее, сказал:
- Это знак вычитанья.
И произнес, обращаясь по очереди к каждому из ребят:
Минус – вычитанья знак.
Ты его запомни так:
Легким прочерком пера
Пишется одна черта.
Ну, уж черточку-то провести каждый сумеет, ничего тут сложного нет.
И Люша сделал такой вывод:
Минус – знак для вычитанья -
Очень прост для написанья.
- А раз так, - сказал Дедушка, - то с его помощью запишете, как из одного числа вычесть другое, результат обозначьте при помощи знака «равно». И покажите, что у вас получится.
Каждый написал свой вариант.
Мышонок написал: четыре минус два – равно четыре.
Бу написал: пять минус три – равно два.
Люша написала: шесть минус три – равно три.
- Итак, вы познакомились с числами от единицы до десятки и с цифрами, которыми эти числа записывают. Научились складывать и вычитать. Знаете, как записать, какое число меньше, а какое больше. Все вы заслужили оценку «отлично», - сказал Дедушка в конце последнего урока. – А если и в школе будете так хорошо учиться, то эта оценка вам на каждом уроке математики обеспечена.
Удачи!
До новых встреч!